Намутят или нет? Как «Матч ТВ» могут лишить монополии на показ российского футбола

Российская Премьер-Лига отвергла приоритетное предложение холдинга «Газпром-Медиа», в который входит федеральный канал «Матч ТВ», о новом телевизионном контракте. Лига выставит права на тендер с непредсказуемым исходом.

4,5 миллиарда — маловато будет

По разным оценкам, сумма предложения «Газпром-Медиа» составляла от 4 до 4,5 миллиарда рублей и включала приобретение не только теле-, но и коммерческих прав. Действующий контракт истекает следующим летом. У «Матч ТВ» до 1 сентября текущего года было приоритетное право на ведение переговоров с лигой. РПЛ, однако, эти деньги не устроили. Большинство участников рабочей группы отклонили вариант «Матча», решив устроить тендер. «За» выступал только представитель «Зенита», что объяснимо – спонсор клуба по сути владеет телеканалом, который сегодня показывает российский футбол.

Нынешний контракт приносит РПЛ 1,7 миллиарда рублей в год. Сумма выплат вообще составляет 1,9 млрд, но 200 миллионов тратится на работу VAR. Кроме того, лига, получает 300 млн от генерального спонсора «Тинькофф» и 500 млн от букмекерской компании «Лига Ставок». Но все равно, если поделить на 16 клубов, то это не столь значительный процент в бюджетах команд. Не один год идут разговоры, что наш футбол в плане продажи телеправ очень сильно недооценен.

Действительно, если посмотреть на европейский опыт, то даже такие маленькие по сравнению с Россией страны, как Австрия, Дания или Румыния, зарабатывают на своих чемпионатах больше. Компания Nielsen, например, считает, что медиаправа РПЛ стоят немногим более 6 млрд рублей. По некоторым данным, именно столько готов предложить Okko (принадлежит «Сберу»), который сейчас ведет агрессивную политику на футбольном направлении.

Okko и Start могут объединить усилия

У Okko есть контракт на показ матчей Английской Премьер-лиги. В 2019 году сервис увел их у «Матча», выиграв в конкурентной борьбе. Нынешним летом «Матч», правда, взял реванш, и со следующего сезона АПЛ вернется на федеральный канал. В Okko сразу после таких новостей пообещали, что найдут достойный ответ. Вероятно, речь шла именно о матчах РПЛ.

Помимо этого, в тендере, который пройдет до 11 октября, могут участвовать платформы Start (находится под контролем «Мегафона») и «Яндекс». Не исключен, по мнению экспертов, альянс Okko и Start, которые могут выкатить совместное предложение. У «Яндекса» есть уже опыт показа матчей НХЛ, так что эту компанию тоже нельзя недооценивать.

«Матч», естественно, не останется в стороне. По информации источников, телеканал может увеличить свое предложение до 6 млрд. Новый генеральный продюсер «Матча» Александр Тащин, сменивший на этой должности Тину Канделаки, а ранее работавший главным редактором канала, уже подтвердил участие в тендере. По его словам, лиге и клубам будет сделано «предложение, полностью соответствующее рынку».

Преимущество «Матча» перед конкурентами – федеральный статус канала. Это важно для нашей страны. Дело не только в наличии большого опыта трансляций и всестороннего освещения, профессиональной команды и хорошего технического обеспечения. Нельзя сбрасывать со счетов социальный фактор.

Совсем увести футбол с ТВ вряд ли дадут

В свое время «НТВ плюс» подписывал четырехлетний договор с лигой на 92 млн долларов на показ матчей российского чемпионата. Контракт предусматривал уход футбола с общедоступного ТВ. Владимир Путин тогда выразил обеспокоенность, что просмотр матчей футбольной Премьер-Лиги будет для болельщиков платным. Президент поручил в тот момент первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву обсудить ситуацию с участниками процесса. «Вы, пожалуйста, с ними побеседуйте, пообсуждайте, а то мы, с одной стороны, говорим о необходимости пропаганды здорового образа жизни, спорта, семьи, а с другой стороны, переводим это все на коммерческую основу», — сказал глава государства.

Всем хорошо памятна фраза Владимира Владимировича, заявившего, что «НТВ плюс вместе с футбольным союзом чего-то намутили в очередной раз и хотят у нас, у рядовых болельщиков, отнять возможность бесплатного просмотра футбольных матчей».

Вот и сейчас Тащин упирает на социальный фактор, говоря о том, что российский футбол должен развиваться в условиях доступности большой аудитории и популяризации не только в крупных городах, но и в регионах.

«Будет ли доволен пожилой болельщик условных «Нижнего Новгорода» или «Уфы», когда не увидит ни одного матча любимой команды в федеральном эфире? Сомневаюсь. Будем честны, на данном этапе эти матчи не представляют рейтингового интереса для центральных каналов. Смогут ли родители юного болельщика выделить из семейного бюджета деньги на ежемесячную подписку? И таких личных историй по стране — великое множество, сотни тысяч», — дал Тащин комментарий для СМИ.

Питер Ньювенхейс, глава компании Hypercube, которая разрабатывает для РФС варианты реформирования структуры и экономики футбольных лиг, полагает, что внедрение нового формата чемпионата увеличит стоимость медиаправ РПЛ до 10 млрд рублей. До этой отметки никто сегодня, конечно же, не дотянется. Нельзя не принимать во внимание тот момент, что наш футбол – не растущее предприятие. Скорее наоборот. Деградация уровня игры в лиге очевидна всем. В такой ситуации большой куш трудно сорвать. РПЛ теряет даже тех легионеров среднего уровня, которые были лидерами чемпионата. На кого захочет смотреть зритель?

С полным уходом футбола на платные платформы – можно прогнозировать – ничего не выгорит. Мы снова услышим привычные слова о том, что кто-то чего-то намутил, отняв у простого болельщика возможность смотреть бесплатно футбол. Да и сама лига рискует сильно потерять не только в имидже, но и в сохранении аудитории, уйдя на платные сервисы.

Скорее всего, права просто поделят между заинтересованными участниками рынка. Так уже было в нашей истории. Тут все будет как с лимитом, где рыночные отношения входят в клинч с социальным аспектом. Компромисс в такой ситуации – самое верное решение.