Знарок без Ротенберга и Сафронова стал обычным лузером. Анатомия провала «Спартака»

Хоккейный «Спартак» провалил сезон. Красно-белых ждут большие перемены.

Купились на громкое имя

Олег Знарок без крутых генменеджеров, какими были у него в ХК МВД/«Динамо» Андрей Сафронов, а в СКА Роман Ротенберг, оказался не способен сделать конфетку из среднего состава. Это было очевидно многим, но не спартаковским боссам. Они купились на громкое тренерское имя. И попали в обычную историю, каких пруд-пруди. Дали тренеру один из самых больших в КХЛ контрактов (наряду с Бобом Хартли из «Авангарда»), посчитав, что тот сэкономит им на зарплатной ведомости игроков и слепит классный коллектив. Но Алексей Жамнов не чета тому же Сафронову, у него свои тараканы в голове. Никогда он не был эталоном специалиста, который может набрать чемпионскую команду. Она таковой в «Спартаке» и близко не оказалась.

В прошлом сезоне «Спартак» хотя бы был пятым на Западе в регулярке, а сейчас попал в плей-офф еле-еле, выиграв на финише борьбу у «Витязя». Восьмое место и выход в первом раунде на ЦСКА означал приговор. Армейцам сегодня может проиграть абсолютно любой клуб лиги. Красно-белые завалили сезон не в Кубке Гагарина – раньше. Просто у них был, так сказать, отложенный штраф.

Два гола в четырех матчах – это все, что заковыряли красно-белые в плей-офф. На счету их нападающих так вовсе одна шайба. Но у них очень средние даже в рамках лиги форварды. Почему так вышло – вопрос к тем, кто таких хоккеистов покупал. В прежние годы платежка клуба прилично уступала лидерам. Первым командам едва ли не вдвое. Однако сегодня все изменилось.

Потолок подгоняли под «Спартак»

Прошлым летом КХЛ установила жесткий потолок зарплат на отметке в 900 миллионов рублей. Поговаривают, делали его именно под «Спартак». Клуб курирует председатель совета директоров КХЛ Геннадий Тимченко. С таким покровителем можно было продавить вопрос ограничения зарплат на нужную величину. Тем более что выгодное для клуба нововведение совпадало с планами государства ограничить выделение денег госкомпаний на хоккей. Большинство руководителей клубов КХЛ естественно не возражало против таких ограничительных мер. Поди подискутируй в этом вопросе, когда сам сидишь на трубе.

Обрезание платежек сильно ударило по ЦСКА, СКА, «Ак Барсу», «Авангарду» и «Магнитке», лишив возможности содержать звездные составы, но не затронула команду Знарка. При равенстве бюджетов предполагалось, что опыт и мастерство тренера обеспечит преимущество над конкурентами. «Спартак» до 900 млн недобрал всего ничего. То есть, если принимать за аксиому то, что все играют по-честному, команда в этом сезоне была примерно в равных условиях по финансовым возможностям с другими грандами. Таким образом успех дела зависел исключительно от профессионализма связки генменеджер – главный тренер. Как в «Спартаке» сработали Жамнов – Знарок, все хорошо поняли еще по ходу регулярки.

Олег Валерьевич, надо отдать ему должное, не стал катить бочку на Жамнова. Заявил после вылета от ЦСКА, что набирали эту команду неудачников сообща. Алексей Юрьевич в свою очередь незадолго до окончания гладкого чемпионата взял за правило вставать на скамейку команды во время матчей. Очевидно для того, чтобы разобраться – что не так в спартаковском механизме. И заодно показать, что у них – у штаба – команда.

Можно предположить, что внутри обоих спецов все кипело и возмущалось. Один внутренне готов был поносить тренера за его неудачные результаты. Второй проклинал генерального за то, что набрал в состав непонятно кого. Но на публике все было гладко и спокойно. Просто оба знали, что идут дуэтом – вместе выплывут в случае выправления ситуации. Вместе и утонут.  

Денег больше, побед меньше

Произошло второе. Да и не могло не произойти. За весь сезон «Спартак» не дал повода говорить о том, что эта команда способна замахнуться на что-то серьезное. Кувыркаться начала в самом начале. Но тогда была отмазка — летний сбор был сорван из-за коронавируса, который спартаковцев накрыл одними из первых. Казалось, что это на длинной дистанции чемпионата может стать даже плюсом, так как быстрее соперников переболели. Но время шло, а положение не выправлялось.

В кубковых матчах красно-белые уже были не свеженькими. Это ЦСКА мог позволить себе на один из последних поединков регулярки выставить молодежный состав – 15 игроков не старше 20 лет – и дать отдохнуть лидерам. Для «Спартака» плей-офф, по сути, начался с нового года.  К серии с красно-синими хоккеисты Знарка подошли уже порядком уставшие, от того и не хватало им сил.

Но быстрые ноги – полдела. Не увидели мы в «Спартаке» голодных до побед бойцов и талантливой молодежи, которая ради того, чтобы выбиться в люди, готова была бы грызть лед. В первой игре красно-белые дали бой фавориту, но проиграли в овертайме. В трех других случались отдельные неплохие отрезки по ходу матчей, но не более. В итоге Знарок впервые в КХЛ проиграл серию плей-офф всухую.

«Спартак» за три года прилично подрос в плане финансовых возможностей, но протоптался на месте по качеству хоккея. В последнем сезоне скорее даже сдал. В 2018-м команда, которую тогда возглавлял нынешний тренер «Югры» из ВХЛ Вадим Епанчинцев, уступила с тем же счетом тому же сопернику в первом раунде. И даже разница шайб была той же – 11:1 в пользу ЦСКА против нынешних 12:2. Вот только у армейцев состав был на порядок сильнее. За этот отрезок времени красно-синие потеряли кучу лидеров. Чего стоил только прошлогодний уход Капризова, Сорокина, Григоренко, Романова, Марченко, Шумакова. Однако Игорь Никитин сумел сохранить свой коллектив в лидерах лиги. И по результату, и главное – по игре. Знарок даже тройку себе поставить не может. Разве что с огромным минусом. Хотя денег в клубе стало больше.

Был бы это первый такой сезон для тренера – новый шанс он несомненно бы заслужил. Но сейчас аргументов за то, что Знарок должен остаться, попросту нет. Время ему владельцы клуба дали, карт-бланш предоставили, в зарплатах лига всех, кто на что-то претендует, подровняла. Что еще можно сделать? Сменить менеджера, оставив Знарка? Это, конечно, один из вариантов. Но в «Спартаке» его на вооружение не возьмут.

Знарок сделал свое дело — и может уходить