Брюс Ли против Чака Норриса. Как снималась главная драка мирового кинематографа

Боец ММА Петр Ян, которому 30 октября 2021 года предстоит драться за звание чемпиона UFC в легчайшем весе, считает Брюса Ли своим кумиром. «Плеймейкер» рассказывает о самом знаменитом бое с участием легендарного Брюса — против Чака Норриса в римском Колизее.

Знакомство

Чак Норрис вспоминал: они познакомились с Брюсом Ли в 1967 году в Нью-Йорке. Норрис только что одержал победу во всеамериканском чемпионате по каратэ. Он провел на татами одиннадцать часов, и все, что ему хотелось — «это принять горячий душ и рухнуть в кровать». Но тут его подошел поздравить Ли.

Норрис видел работу Брюса в сериале «Зеленый Шершень», где тот сыграл китайского телохранителя Като, а также ходил на его показательные выступления по кунг-фу в Лос-Анджелесе. Они разговорились: выяснилось, что в Нью-Йорке оба остановились в одном отеле.

«На обратном пути мы настолько увлеклись беседой, что не заметили, как оказались у номера Брюса. Я посмотрел на часы: без пятнадцати двенадцать. Но нам было так интересно, что мы побросали вещи прямо в холле и перешли к наглядной демонстрации своих представлений о технике и стратегии боя. Когда я в следующий раз взглянул на часы, было семь утра», — вспоминал Норрис.

Он добавлял, что после этого, уже в Лос-Анджелесе, они стали часто видеться и тренироваться вместе в саду за домом Ли. «У него там было все, что нужно:  мук-джунг – деревянный тренажер с палками, похожими на конечности человека, макивары – приспособления из каратэ для отработки ударов и целый набор разных груш и подвесных снарядов», — говорил Норрис.

Чак Норрис и Брюс Ли — звезды кино и большие друзья.

Бумажные тигры

Когда в 1970 году Брюс Ли решил вернуться из Лос-Анджелеса в Гонконг, это стало для всех неожиданностью. Ли уже был известен в Голливуде. Он водил дружбу с главными кинозвездами того времени: актеры Стив Маккуин и Джеймс Коберн были учениками в его частной школе единоборств. Они охотно рекомендовали Ли режиссерам, благодаря чему тот получал роли в сериалах и, кроме того, зарекомендовал себя как постановщик трюков. Однако Ли желал большего – получать главные роли.

«Я устал, что Голливуд всегда изображает китайцев по старым стереотипам. Это всегда какие-то чудаки с длинными косами, которые прыгают туда-сюда. Я хотел показать другого китайца – китайца-героя, сильного китайца, который не дает спуску врагам. Китайца, которому захочется подражать», — говорил Брюс Ли в интервью популярному телеведущему Пьеру Бертону.

Американская жена Брюса Линда Ли вспоминала, что китайская диаспора в Америке ревновала к успехам ее мужа. Кроме того, китайцы были обеспокоены тем, что тот открывает «тайное знание» кунг-фу белому человеку. В школу Брюса Ли – прямо в духе его первых фильмов – однажды принесли вызов на поединок от другого мастера единоборств.

«Брюс был в ярости. Он ворвался в школу этого человека и объявил, что готов драться прямо сейчас. «Какие правила? – спросили его. – В пах не бьем? В лицо не бьем?» «К черту правила! Нету никаких правил!», — закричал он и бросился в атаку», — вспоминала Линда Ли, которая в тот момент была на восьмом месяце беременности. Впрочем, по ее словам, она совершенно не чувствовала беспокойства – и оказалась права: «Очень скоро драка превратилась в фарс. Соперник Брюса бросился бежать, тот нагнал его и повалил, продолжая дубасить. Напоследок он бросил фразу: «Все вы – бумажные тигры!»

Брюс Ли вывел драки в кино не космический уровень.

Побить чемпиона

Чак Норрис говорил, что Брюс Ли неожиданно позвонил ему из Гонконга летом 1972 года: «Он сказал, что уже снял два фильма, и они произвели в Азии настоящий фуррор (речь о картинах «Большой босс» и «Кулак Ярости» 1971 и 1972 годов). Теперь он хотел, чтобы я снялся в его следующем фильме «Путь Дракона». «Я хочу снять сцену нашего поединка в римском Колизее, — сказал он. – Мы сами поставим хореографию боя и сделаем режиссуру. Это будет бомба, а не бой».

В то время Чак Норрис все еще владел поясом чемпиона мира по каратэ. Он спросил Брюса: «И кто победит в этой драке?» Ли ответил: «Конечно же я! Я звезда этого фильма». «Ты собираешься побить чемпиона мира?» — пошутил Чак. «Не просто побить! Я хочу уничтожить его!» — сказал Ли.

Родившийся в Оклахоме в 1940 году, по части кино Норрис был настоящей деревенщиной. Он обучился каратэ во время воинской службы на Окинаве, умел хорошо вырубать людей на татами, но в кадре стеснялся и мямлил. Его дебют в кино состоялся в 1967-м. С помощью Брюса Ли его тогда позвали снятья в эпизоде картины «Спасательная команда». Норрис заявился на площадку с фингалом, полученным на соревнованиях – чем привел в ужас гримеров. В кадре ему нужно было сказать всего одну реплику. Но он произносил ее настолько плохо, что стоявший за софитами Брюс Ли (он работал постановщиком трюков) бледнел и грозил ему кулаком.

Чак вспомнил этот печальный опыт в разговоре о новом фильме. Ли успокоил его: «Слов почти не будет. Нужно будет только побольше корчить зверских гримас, а ты это умеешь».

Молодой Чак Норрис не отличался актерским мастерством.

Жирный, кошмарный

Персонажа Чака Норриса в фильме «Путь Дракона» звали Кольт. Снимать Чака Брюс Ли начал уже в аэропорту Рима. Он хотел, чтобы кадры с американцем, выходящим из самолета, попали в фильм. Кроме того, Ли настаивал, что Чак должен быть крупнее – так победа щуплого китайца над белым громилой-каратистом будет выглядеть эффектней.

«Я весил 73 кг, а он просил меня набрать еще как минимум девять. И я начал планомерно обжираться — за счет кинокомпании. Первые две недели мы вели себя как туристы: бродили по городу, смотрели достопримечательности. Все это время, я заглатывал как питон самую жирную пищу и приправлял ее килограммами мороженого. Когда я стал по-настоящему кошмарным, Брюс потащил меня в Колизей – пощупать «натуру», — вспоминал Норрис.

По словам жены Брюса Линды, китайская съемочная группа заполучила разрешение на съемках в Колизее без проблем – помогли связи гонконгского продюсера Раймонда Чоу. При этом, внутри Колизея снимали лишь часть 10-минутного боя, а крупные планы и фрагменты поединка доделывали в гонконгской студии.

Чак Норрис говорил, что съемки в Колизее заняли около трех дней. Хореографию боя репетировали заранее – в том числе в номерах римского отеля, где остановилась съемочная группа. «Брюс, хотя и не был профессиональным режиссером, но точно знал, чего хочет. Если ему казалось, что какой-то удар или движение выглядят в кадре недостаточно реалистично, мы повторяли все сцену заново, раз за разом», — уверял Норрис.

Жена Брюса Ли вспоминала: «Брюс записывал на бумаге каждое движение. Дуэль с Чаком Норрисом заняла двадцать страниц инструкций: хореография боя была продумана более тщательно, чем номер балетного танцора. Брюс придумал ее еще до вылета в Рим – в своем домашнем кабинете. Иногда он звал меня: «Эй, Линда, иди сюда, давай попробуем вот это» — и я играла за Чака».

Чак Норрис гордился, что это он научил Брюса Ли эффектным ударам ногами с разворота: «Как боец стиля «вин-чун», где правит минимализм, он поначалу не придавал большого значения высоким ударом. Но потом он понял, что они эффективны и зрелищны, и начал их отрабатывать – как только может отрабатывать их Брюс Ли: постоянно, в самых неподходящих местах. Кнопки «выключение» или «пауза» просто не существовало в его голове».

Сам Ли говорил позже, что во время кино-поединка ему приходилось замедляться: иначе камера просто не фиксировала его движения. С этой же целью – чтобы зритель мог лучше рассмотреть пластику героев – часть боя сняли методом замедленной съемки.

Брюс Ли - Чак Норрис. "Путь дракона". Финальный поединок в римском Колизее.

Уважение и смерть

Сцену поединка Брюса Ли против Чака Норриса часто называют величайшей дракой в истории кинематографа. «Я благодарен Брюсу. Он не превратил моего героя в законченного отморозка. Он проявил к нему уважение: после смерти моего героя, его герой набросил на моего кимоно и отдал ритуальный поклон», — рассказывал Чак Норрис.

Съемки «Пути Дракона» обошлись в 240 000 долларов и принесли только в азиатском прокате больше 5 000 000  – на тот момент это был абсолютный рекорд для кинематографа Гонконга. Чак Норрис называет общую сумму дохода от фильма, включая мировой прокат, продажу прав телевидению и продажу видеокассет, в 80 миллионов долларов. Увы, это был первый и последний раз, когда Ли и Норрис встретились на экране.

В июле 1973 года, когда «Путь Дракона» уже бил все рекорды, Брюс, оказавшийся проездом в Лос-Анджелесе, позвал Чака Норриса на обед. Они заказали любимое блюдо Ли – китайские пельмени «дим-сум». По словам, Норриса Ли выглядел оживленным. Он рассказывал, что после успеха «Пути Дракона» ему предлагают контракты с пустой строкой на месте гонорара – он может вписать сам любую сумму. «Подожди еще немного, и ты увидишь первую китайскую суперзведу!» — говорил Ли.

«Брюс вернулся в Гонконг, — писал Чак Норрис в своих мемуарах. — Спустя четыре дня, 20 июля 1973 года, мне позвонил друг и сказал, что он умер… Причина смерти: отек мозга, вызванный аллергической реакцией на лекарство».

Автор: Михаил Боков

Букмекерская линия на современные бои ММА