«Чем я провинился перед мировым сообществом?» Третьяк – о решении CAS

Президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк прокомментировал вердикт Спортивного арбитражного суда, согласно которому наши спортсмены в ближайшие два года не смогут выступать под своими флагом и гимном.

Можно было ожидать худшего

В перерыве стартового матча сборной России на Кубке Первого канала со шведами глава ФХР пообщался на актуальную тему с журналистами, среди которых присутствовал и корреспондент «Плеймейкера».

— Решение Спортивного арбитражного суда (CAS) наложить на всех российских спортсменов не четырехлетний, а лишь двухлетний «бан» – это успех или неудача?

— Если учитывать, что вообще творится в мире, что думают об этой ситуации наши оппоненты и друзья, то решение скорее положительное. Посмотрите – вот WADA, например, не очень довольно этим решением. Ведь они просили, чтобы четыре года в России вообще не было международных соревнований, а нашим спортсменам не разрешали участвовать ни в каких турнирах. В том числе речь шла и об отмене чемпионата мира по хоккею в России в 2023 году.

Но я сам высказывал свое мнение по этому поводу, напоминал, что у нас специально к этому событию строится прекрасный ледовый стадион, а Федерация хоккея уже вложила немалые деньги, мы и со спонсорами на 2023 год договорились. Так что мы организуем большой хоккейный праздник, и WADA просто не имеет права срывать его. И никаких вопросов после этого моего выступления не возникло. Думаю, на решение CAS повлияло и хорошее отношение к нам со стороны Международной федерации хоккея и лично ее президента Рене Фазеля.

Так что получается, что в 2023 году у нас будет и взрослый чемпионат мира в Петербурге, и молодежный – в Омске и Новосибирске. Причем наши хоккеисты будут играть в обычной форме цветов российского флага, с надписью «Россия» – никаких ограничений здесь не будет. А то, что у нас не будет герба и флага на Олимпиаде в Пекине, как это было в Пхенчхане в 2018-м, – ничего страшного. Надеюсь, мы придумаем что-нибудь такое, чтобы каждый игрок чувствовал, что он представляет Россию. Как у нас было в Корее – у каждого был пиджак с гербом в районе сердца.

— Вам удалось обсудить решение CAS с кем-нибудь из высшего руководства страны?

— Только с министром спорта Олегом Матыциным. А «повыше» – пока нет. Министр отметил, что два года санкций и четыре – это большая разница. Можно было ожидать худшего для нас решения. Тем более что нам разрешено участвовать во всех крупнейших соревнованиях. И не только первой и молодежной хоккейной сборным, но и женской, у которой, как известно, были достаточно большие проблемы по антидопинговым вопросам.

Хоккейная машина должна все время работать

— Как прокомментируете отдельный пункт вердикта о том, что первым лицам спорта России запрещено присутствовать на всех крупных соревнованиях?

— Конечно, я считаю, что это неправильно. Но раз уж решили так… Но как быть, если, например, будет приглашение на чемпионат мира от правительства Белоруссии? Поживем – увидим. Но я считаю, что это ущемление прав человека. За что не пускают в другую страну человека, если он ни в чем не виноват? Если он провинился в чем-то, конечно, его можно не пускать. А, к примеру, я в чем провинился перед мировым сообществом? Я 12 лет в Международном олимпийском комитете проработал, лично знаком и с президентом Томасом Бахом, и с Себастьяном Коу. На мой взгляд, нельзя так относиться ко всем без исключения, тут есть над чем подумать.

— После решения CAS вопрос о возможном переносе в Россию минской части чемпионата мира 2021 года (вторая часть этого турнира должна пройти в Риге) отпадает сам собой?

— На последнем заседании совета Международной федерации хоккея в Швейцарии речь шла о том, что мы не принимаем решения, связанные с политическими вопросами. Совет IIHF всегда был против вторжения политики в спорт, и главное для нас – безопасность и проблема коронавируса. Если по этим критериям ситуация будет складываться позитивно, то все остается в силе. То есть проведение ЧМ-2021 в Минске и Риге. Именно таково положение дел на данный момент.

— А как быть с тем, что представители некоторых национальных федераций высказывали мнение, что им бы не хотелось ехать на чемпионат мира в нестабильную в политическом плане Белоруссию?

— Я слышал, что и некоторые тренеры из других стран высказывали такую же точку зрения. Но это их личное мнение. Официальную же позицию озвучивает национальная федерация, а от них мы никаких негативных заявлений не получали. Главное назначение хоккея – доставлять удовольствие зрителям. Вот и сейчас на матчах российской сборной на Кубке Первого канала трибуны заполнены всего на 25 процентов, но это все равно праздник для болельщиков. И в НХЛ это понимают, уже говорят о готовности начать новый сезон 15 января. Сейчас в Москве проходит ежегодный хоккейный форум, и все спикеры на этом мероприятии высказываются за то, чтобы игры даже в такое непростое время продолжались – как на уровне первых сборных, так и юношеских, и молодежных. Да, постоянное тестирование на коронавирус – дело недешевое, но важно продолжать играть в хоккей, чтобы молодые ребята могли прогрессировать. И такого мнения придерживаются все ведущие хоккейные державы – финны, шведы, канадцы, американцы. Хоккейная машина должна все время работать.

Коэффициенты БК «Лига ставок» на матчи Кубка Первого канала