Фёдор Конюхов: «Я у Валентины Терешковой спрашивал: «Я точно с высоты 25 тысяч метров увижу, как изгибается наша планета?» — «Увидишь, Федя, обязательно увидишь!»

Легендарный путешественник Фёдор Конюхов и президент БК «Лига Ставок» Юрий Красовский подписали соглашение о стратегическом взаимодействии. Одним из общих проектов станет полёт в стратосферу  на воздушном шаре объёмом 100 тысяч кубических метров. Фёдор Конюхов намерен подняться на высоту 25 тысяч метров и установить абсолютный рекорд для пилотируемых тепловых аэростатов. Знаменитый рекордсмен и большой романтик Фёдор Конюхов рассказал «Главной Ставке» об этом проекте,  и признался, почему он завидует молодым.

ДОСЬЕ

Фёдор Филипович Конюхов
Родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря в село Чкалово (Троицкое) Приазовского района Запорожской области, Украина

Достижения: Выдающийся российский путешественник и рекордсмен

Шар, внутри которого могут уместиться несколько «Боингов»

— Фёдор Филиппович, как рождаются идеи таких проектов? Как вы решили, что вам нужно туда, на высоту 25 тысяч метров?

— Это не я решаю, это решают конструкторы. Это большой международный проект. Шар называется «Россия», и там есть и наши технологии. А строят в Англии, бельгийцы предоставляют метеоаппаратуру, французы — ткани, итальянцы — горелки… И они мне сказали: «Фёдор, наши горелки могут работать на высоте 30 тысяч метров. Это потолок. Дальше не сможет ни одна горелка. Давай поднимемся и закроем эту тему с рекордами». Но та компания, что шьёт шары, нам призналась, что не может сделать такой аэростат, чтобы поднялся выше 25 тысяч.

— Почему?

— Сейчас рекорд принадлежит индийцу Виджайпату Синганья. Он в 2005 году поднялся на 21 тысячу метров. Но вы знаете, какой объём должен быть у такого шара, что у индийца? 65 тысяч кубов!

— С чем бы это сравнить?

— Представляете себе два самых больших «Боинга»? Двухэтажных? Так вот они могут оба спокойно зайти в ангар с таким объёмом. Или если рядом поставить шесть ракет, которые запускают с космодрома «Байконур», то такой шар их закроет, и ещё место останется. Такого шара никогда ещё не шили. Для Ричарда Брэнсона шили шар в 45 тысяч кубов. А у меня будет 100 тысяч кубов!

— Это как же его надувать?

— Вот! Это одна из проблем. Мы будем стартовать из австралийской пустыни. А чтобы наполнить оболочку такого размера, нужно шесть часов абсолютного штиля. Чуть начнёт его качать, он сам себя будет рвать. Ткань-то тонкая, чтобы максимально облегчить вес. Но она же должна быть и жаропрочная. Кстати, достаточно много времени надо, чтобы нужное количество ткани сделали. Ведь на такой шар ушло 9 км ткани!

Технические данные теплового аэростата «Россия»

Высота конструкции — 70 метров
Ширина шара — 60 метров
Объём оболочки —  100 500 кубических метров
Вес оболочки — 872 килограммаОбщий вес конструкции —  1 672 килограмма (оболочка, гондола, горелки, топливо)
Материал — гондола изготавливается из алюминия
Топливо для горелок — авиационный керосин (планируется два бака по 100 литров каждый)

«Я с полёта Гагарина мечтал о космосе»

— Это всё здорово. Но вас-то что заставляет лезть в кабину под этот шар? У вас какой интерес? По-мальчишески понять, как эта махина работает?

— Мой интерес — увидеть изгиб Земли. Я 1951 года рождения. Я отлично помню тот день, когда Юрий Гагарин полетел в космос. Мне тогда 10 лет было, и я, как и все мальчишки, мечтал оказаться когда-нибудь там же. Прошло много лет. Я много где был, ходил на яхте вокруг света, подымался на легендарные горы… Но я никогда не видел нашу планету со стороны. Увидеть своими глазами голубую кромку Земли. Я у Валентины Терешковой спрашивал: «Я точно с 25 тысяч увижу, как из гибается планета?» — «Увидишь, Федя, обязательно увидишь!». Но она-то со стороны видела Землю как шар. А я тоже мечтал лететь на Луну, на Марс! Знаете, в чём я завидую молодым?

— Вы? И завидуете?

— Да. В том, что они могут принять участие в марсианской программе! Принята сейчас «Роскосмосом» такая программа, которая предусматривает полёт ближе к 2030 году. Был бы я сейчас молодой, я бы сделал всё, чтобы попасть в эту программу!

— То есть вас влечёт просто космос? Все эти разговоры про рекорды, про то, что именно вы станете первым человеком, который поднимется на шаре на такую высоту, вас не трогают?

— Ну почему же? Спортивный интерес тоже есть. Мне не всё равно, как воспринимают наше воздухоплавание. Можно долго спорить, любят там Россию или нет, или как относятся к Фёдору Конюхову. Но многие рекорды в воздухоплавании — за нами. По продолжительности, по скорости кругосветного путешествия — всё мы забрали (Фёдор Конюхов на воздушном шаре «МОРТОН» установил два мировых рекорда  в рамках одиночного кругосветного полёта в 2016 году — прим. ред.). Так что только сейчас индиец этот нас опережает. Но со спортивными результатами всё более-менее понятно всегда. Видели, как Криштиану Роналду с «Ювентусом» проиграл «Лацио»? Я вот смотрел, и как в каждом спорте там всё ясно: больше забил — ты первый. Выше взлетел — ты рекордсмен. Но у нас, в отличие от Роналду, есть ещё и научная программа.

— Какая?

— Вы представляете, какие там глобальные расчёты по этому проекту? И энергия, и температура, и давление, и горелки… Это как космический корабль! Даже сложнее. Знаете, почему? Потому что не на кого опереться. Нет опыта мирового. Мы — первопроходцы. Индиец слетал, но это было 15 лет назад. Вот взять того же Стива Фоссета. Я побил его рекорд по кругосветному путешествию на воздушном шаре. Но я тоже не мог воспользоваться его опытом. Фоссет погиб в 2007 году, а в своих книгах он специально не описывал детали, для того чтобы его рекорд простоял как можно дольше. Никакой у меня инструкции не было, только одна: над головой у тебя днём должно быть солнце, ночью — звёзды. Если их нет, значит, ты падаешь.

Konuchov
Президент БК «Лига Ставок» Юрий Красовский и Фёдор Конюхов подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

Что будет, если шар загорится

— Подробная инструкция.

— Вот и с нашим полётом на 25 тысяч так же. Только индиец летал. А до него американцы в 1950-х годах пробовали. Это знаете, что мне напомнило? Марианскую впадину. Впервые на её дно опустились в 1960 году. А потом только в 2012-м режиссер Джеймс Кэмерон опускался в неё. Представляете, какой временной разрыв? Насколько техника вперёд ушла?! Вот и сейчас много неизвестности. Как поведёт себя ткань на такой высоте? Как проявят себя горелки? А как топливо?.. Ну, даст Бог, я поднимусь на эти 25 тысяч. Но спуститься будет такой же сложной задачей.

— А в чём там проблема?

— Шар нагреется, а он огромный, его постоянно будет тянуть вверх. А чем выше, тем больше риска, что ткань загорится.

— Так, а если действительно загорится? Что будет с вами?

— Горящий шар отстрелится. А у меня сбоку кабины предусмотрен парашют. Видели, как танки сбрасывают с парашютом? Но его нельзя открывать на 20–25 тысячах — недостаточная плотность воздуха, он носком закрутится и не раскроется. Значит, его надо будет раскрыть позже. Но вы представляете, с какой скоростью я понесусь к земле? Скорее всего, я потеряю сознание, и тогда будет надежда только на автоматику. Парашют раскроется в районе шести тысяч метров.

Дно марианской впадины

— Вы и океан переплывали, и кругосветку на воздушном шаре совершали, и в горы ходили. По сути, вы покоряли три разные стихии. Но вам-то какая из них ближе?

— А все — Землю люблю. Я скучаю по горам… Обязательно возвращаюсь к ним — я Эверест покорял два раза. Так же и океан. И на Южном полюсе был. Потому что — романтика! Да, мне — 68, знаю, что старый уже. Но я рад, что во мне сохранилась романтика. И есть у меня мечта — до конца своих дней хочу увидеть дно Марианской впадины. Да, очень дорогой проект. Но ведь в нашей стране есть все технологии, которые позволяют реализовать его. Так что ищу таких же романтиков, людей любознательных, которым интересно увидеть, что там. И амбициозных. Потому что патриотизм патриотизмом, но должны быть и амбиции: мы, Россия, должны быть первыми. Мы и с Артуром Чилингаровым обсуждали, что страшно будет уйти в другой мир, не увидев перед этим глубину Марианской впадины.

— Значит, обязательно увидите!

— А пока у нас есть ещё один проект. Хочу пролететь вокруг света на «Альбатросе».

ВОТ ЗНАЙТЕ: КАК ФЁДОР КОНЮХОВ ПОЛЕТИТ, ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ОЧЕНЬ СКОРО ПОЯВЯТСЯ ТАКИЕ АККУМУЛЯТОРЫ, НА КОТОРЫХ ВАШ ТЕЛЕФОН НЕДЕЛЮ РАБОТАТЬ БУДЕТ

— «Альбатросе»?

— Самолёт с размахом крыла 45 метров на солнечных батареях. Днём на энергии солнца будем подниматься, а ночью планировать. И тут уже смысл не в рекордах, а в технологиях. Сейчас весь мир, и Россия в том числе, работает над созданием новых аккумуляторов. Вот у вас батарея телефона сколько заряд держит? День? А более долгие литиевые батареи — это очень дорого, это неправильный путь. Вот знайте: как Фёдор Конюхов полетит, это значит, что очень скоро появятся такие аккумуляторы, на которых ваш телефон неделю работать будет. Так что путешествия — это не только романтика. Самолёт будет оборудован четырьмя электродвигателями, для набора высоты и полёта по маршруту. Полёт будет проходить на высоте 10–12 километров, путевая скорость 180–200 км в час. Ориентировочное время в пути — семь дней. Самолёт проектируется, и в этом году мы приступим к изготовлению воздушного судна. Полёт запланирован на декабрь 2022-го.

Беседовал: Андрей Вдовин
Фото: пресс-служба БК «Лига Ставок»