«Или спортивные СМИ изменятся — или умрут». Директор «Плеймейкера» выступил на Форуме «Россия — спортивная держава»

На проходящем в Кемерове Международном форуме «Россия — спортивная держава» состоялась дискуссия в рамках стратегической панели «Трансформация медиаландшафта. Будущее спортивных СМИ».

Модератором панели выступил заместитель генерального продюсера «Матч ТВ» Василий Конов. Среди спикеров присутствовали директор спортивного вещания «Триколор» Мария Гришко, руководитель сетевого издания «Плеймейкер» Максим Сычев, главный редактор Sport24 Самвел Авакян, его коллеги Николай Яременко («Советский спорт») и Иван Жидков (ИД «Спорт День за Днем»), а также президент Союза конькобежцев России Николай Гуляев.

Разговор начался со свежих новостей об отказе российской команды «КАМАЗ-мастер» от участия в престижном ралли-марафоне «Дакар». Главред «Совспорта» Николай Яременко подчеркнул, что спорт и политика давно стали одним целым, а потому удивляться подобным вещам не надо. Участники отметили, что отстранение нашего спорта от международных соревнований заставляет СМИ переориентировать свой контент на внутренние мероприятия. В частности, Мария Гришко рассказала, что «Триколор» активно погружается в региональный и массовый спорт. «Только на прошлой неделе было 250 трансляций. Все российские», — заметила представитель телекомпании.

Яременко заострил внимание на теме «умирания бумажной прессы». «У нас бумага в плюсе, в нашем случае экономически это выгодно. Я сейчас опускаю, как мы этого добились, но если был бы минус, мы давно газету закрыли бы. Что касается контента, то одно из исследований в мире показало, что 70 процентов контента (речь не только о спорте) никем не читается. Необходимо сосредоточиться на тех вещах, которые будут резонансными, которые могут затрагивать еще и бытовые проблемы человека».

Подробно на теме трансформации СМИ остановился Максим Сычев.

— Цифровая революция полностью сломала некогда существовавшую схему, когда СМИ ориентировались исключительно на освещение предстоящих событий, — подчеркнул он. — Сегодня потребители получают контент где хотят, как хотят и в том виде, который им удобен. Причем, чаще всего, потребитель не платит напрямую. Возникает дисбаланс на рынке, когда у обладателей прав и эксклюзивов есть огромное преимущество перед медиа, у которых таких прав и возможностей нет. Соответственно они обращаются к своей аудитории минуя посредников.

На нашем рынке в отрасли накопилось много разнообразных кризисов. Это, например, кризис доверия к СМИ и профессиональному спорту из-за политических кризисов, допинговых скандалов. Традиционный спорт и спортивные медиа конкуренцию за время потребителей проигрывают. Аудитория снижается, Олимпийский комитет по этому поводу тревожится, но альтернатив предложить не может. Проблемы накопились, а что делать и куда идти — не всем понятно.

— Есть три направления трансформации спортивных СМИ, чтобы сохранить свою востребованность, — продолжил Сычев. — Во-первых, СМИ могут стать поставщиками технологических решений. Это экспертизы, статистика, помощь в организации трансляций и подготовки мероприятий. Второй путь — стать фабрикой звезд. Третий — стать продюсерским центром. Любое спортивное событие требует больших финансовых и экспертных вложений. Спортивные медиа могут грамотно общаться с аудиторией и упаковывать контент.

В каком направлении нужно развиваться? Здесь нет никаких секретов, будущее выглядит как Web 3.0. Четыре основных направления: блокчейн, виртуальная реальность, искусственный интеллект и автономная организация. В каждом из этих направлений можно создавать медийные цифровые продукты и предлагать их спортивным организациям для распространения аудитории.

…С Сычевым согласился Иван Жидков, отметив, что экспертные мнения и решения все больше востребованы. Кроме того, участники форума подтвердили необходимость скорейшей трансформации контента в связи с текущими политическими событиями. «Другого варианта ни у кого нет: или спортивные СМИ изменятся — или умрут».