Канделаки грозит РПЛ урезанием телеконтракта! Кубку лиги — крышка?

За телеправа на новый турнир с участием клубом Премьер-Лиги началась серьезная подковерная борьба.

Тина Канделаки решила напомнить о себе большим футбольным чиновникам. «Газпром-Медиа холдинг», где бывшая руководитель «Матч ТВ» работает заместителем генерального директора, известил руководство Российской Премьер-Лиги о возможном пересмотре контракта с «Матч ТВ» при появлении нового турнира — Кубка лиги.

«РБК» приводит текст письма Канделаки на имя Ашота Хачатурянца. В нем главу РПЛ предупреждают о возможном снижении стоимости медиаправ на чемпионат России, который приобрел телеканал в октябре 2021 года.

«Доводим до вашего сведения, что любое значимое изменение системы проведения российских футбольных турниров, подразумевающее «размытие» эксклюзивности РПЛ и уменьшающее ценность указанных медиаправ на РПЛ, приобретенных ООО «НСТ», может быть рассмотрено как условия для пересмотра положений указанного договора касательно стоимости медиаправ», — говорится в письме.

Права на трансляция игр РПЛ «Матч ТВ» купил на четыре года. Сумма сделки составляет 28,6 млрд рублей. Первые два года телеканалу обойдутся в 6,6 млрд, третий и четвертый — в 7,7 млрд. «Матч» транслирует чемпионат России с 2014 года. По предыдущему четырехлетнему контракту лига получала за телеправа 1,7 млрд в год. После объявления нового тендера у «Матча» нашелся конкурент в лице принадлежащего «Сберу» сервиса Okko. Компания готова была раскошелиться на 6 млрд в год, но клубы в итоге проголосовали за предложение «Матча».

Почему проект создания Кубка лиги вызвал такую реакцию Канделаки — можно только гадать. В конце мая «Матч ТВ» заявлял о планах по приобретению прав на показ Кубка лиги. Генпродюсер телеканала Александр Тащин тогда подчеркивал следующее: «В случае появления столь представительного турнира нам было бы интересно показывать его в эфирах наших каналов, тем более, что мы в настоящее время концентрируемся на отечественных соревнованиях и имеем необходимую производственную базу для высококачественного показа».

Очевидно, нынешняя резкая реакция обусловлена нежеланием телеканала делить рынок российского футбола с конкурентом — компанией «Телеспорт» Петра Макаренко, с которым Канделаки постоянно воевала будучи генеральным продюсером «Матча». «Телеспорт», по информации источника, предложил РПЛ за права на показ Кубка лиги 2,6 млрд рублей. Сюда не входит финал нового соревнования, который продается отдельным пакетом.

«Матч ТВ», судя по всему, не готов приплюсовать к контракту на чемпионат России очередные миллиарды. А помимо прочего замгендиректора «Газпром-Медиа» просто не может допустить на свою поляну такого соперника. Очевидно, отсюда и последовал недвусмысленный намек Лиге, чтобы она не вздумала ручкаться с Макаренко. Мол, заработаете на нем — потеряете с нами.

Согласитесь, что не совсем понятны официальные претензии «Матча» в письме Хачатурянцу. Вопросы есть. Например, как уменьшает ценность медиаправ на чемпионат России появление нового турнира? И чем «эксклюзивность» РПЛ круче тех же европейских турниров? С таким же успехом «рызмывает» эксклюзив любой футбол хорошего качества, но не сказывается же это на контракте на показ чемпионата России. Так что скорее здесь все-таки что-то личное.

Что до Кубка РПЛ, то проект пока еще находится в доработке. Рабочая группа из представителей руководства ряда клубов должна сформировать итоговое предложение о формате проведения турнира до 15 июля. Такой срок называл в прессе президент РФС Александр Дюков.

Идея включения в календарь нового соревнования возникла после отстранения российских клубов и сборных от международных матчей на всех уровнях. Планируется, что призовой фонд Кубка лиги составит около 3,5 млрд рублей. Соревнование призвано компенсировать потери от бана наших команд в еврокубках.

Вот только будет ли запущен новый турнир — теперь большой вопрос. В нынешние времена миллиардами не разбрасываются.