«Каратэ нам чуждо, там тренируют удары в пах!» Как в СССР загнали в подполье 10 млн «иноагентов»

Сорок лет назад в СССР запретили каратэ. «Плеймейкер» вспоминает хронологию этой истории – от создания в прессе образа каратиста как «иноагента» до громких процессов над советскими «сенсеями».

Осторожно, каратэеды!

В апреле 1981 года издание «Советский спорт» опубликовало программную статью под названием «Осторожно — каратэеды!». К тому моменту, каратэ в СССР, по разным данным, занимались более 10 миллионов человек. Всем им  стало очевидно, что для любимого спорта настают тяжелые времена.

Заметка живописала падение нравов, которое царило в столичных каратэ-клубах. «Только за один вечер удалось обнаружить три бесконтрольные секции. Мы могли, заплатив деньги, сейчас же встать в строй и вместе со всеми разучивать, например, такой лихой прием как удар в пах!», — писал журналист «Совспорта». – До изнеможения повторяли этот хулиганский приемчик парни и девушки, мужчины и женщины и совсем крохотные мальчики и девочки. Никто не задавался вопросом: а зачем нужно уметь бить кого-то в пах?».

"Каратэ нам чуждо, там тренируют удары в пах!" Как в СССР загнали в подполье 10 млн "иноагентов"

Но гораздо больше автора статьи интересовала нелегальная предпринимательская деятельность в секциях каратэ. Так, журналисту удалось выяснить, что месяц занятий в группе обходится в 15-17 рублей, а ежемесячно «сэнсэй» собирает с учеников в сумме до двух тысяч рублей (вилка средней ежемесячной зарплаты по стране колебалась в то время в диапазоне 90-130 рублей). При этом, нередко учитель каратэ еще находится в сговоре с учителями школ или ПТУ, в залах которых проводят занятия. «Не спешите в каратисты! – предупреждал автор страждущих. – Будьте осторожны! Возможно, там хозяйничает каратэед».

Заметка в ведущем спортивном издании страны действительно стала предвестником запрета. Уже в ноябре 1981-го года Президиум Верховного Совета РСФСР издал указ «Об административной ответственности за нарушение правил обучения карате». В 1982 году его дополнили статьей в уголовном кодексе – «Незаконное обучение каратэ» (ст. 219 п.1).

Новые правила гарантировали посадку на срок от двух до пяти лет всем советским «сэнсэям», которые брались тренировать учеников. Но фактически «укатать» стало возможным любую группу каратистов: важно было только выявить факт совместных занятий и назначить группе лидера. Государство ясно дало понять — либеральничать с модным спортом, где учат «хулиганские удары в пах», оно не будет.

Вредное, как бридж

Считают, что в Советском Союзе впервые узнали о каратэ в 1964 году. Тогда, на Олимпийских играх в Токио сверх основной программы показали выступления местных мастеров. Уже в конце 60-х в Москве и Ленинграде появились первые учителя каратэ. В первую очередь, это были японские студенты Тэцуо Сато и Хасимото Хидэо – попасть к ним считали большой удачей. «Преподавали» и товарищи из соцлагеря, студенты из Болгарии и Венгрии — но они преподносили под видом каратэ, что угодно. Большинство советских энтузиастов училось японскому единоборству вообще без учителей – по обрывкам публикаций в журналах и литературе, которую распространяли самиздатом.

В 1973 году постановление спорткомитета СССР заклеймило каратэ как «модное увлечение, чуждое нашему обществу, несущее вредную направленность и не имеющее ничего общего с советской системой физвоспитания». Помимо каратэ, этот документ запрещал все «непонятные» виды спорта – в том числе, культуризм, бридж, йогу и женский футбол.

В конце 70-х пошли слухи о возможном признании каратэ олимпийским видом спорта. Это побудило советские власти начать «оттепель»: в 1978 году в СССР создали Федерацию каратэ. Чуть позже открылся Всесоюзный центр подготовки инструкторов и прошли первые соревнования. Популяризации помог кинематограф. В 1979 году на экраны вышел фильм «Пираты 20 века», одним из главных героев которого был мастер каратэ по прозвищу «Малыш». Его сыграл узбекский актер Талгат Нигматулин. В 1980 году кино стало лидером проката: его посмотрели около 90 миллионов человек.

Секции каратэ стали возникать повсюду. При этом, несмотря на приказ «Об усилении контроля за развитием каратэ в стране» от декабря 1979 года – контроль оказался потерян.  Журналист «Советского спорта» поинтересовался у некого А. Беляева, спортивного чиновника одного из центральных районов Москвы: «Сколько же у вас секций?» «По-моему, четырнадцать», — не очень уверенно сказал Беляев. «А все ли тренеры прошли аттестацию?» Беляев ответил запальчиво: «Своих неаттестованных тренеров я не поменяю на аттестованных! И не мое дело, собирают ли они с учеников деньги. Вопрос оплаты их труда меня не касается!».

Именно эта вольница и стала причиной окончательного запрета каратэ в 1981 году. Так считает Валерий Гусев — тренер и фигурант самого громкого дела о каратистах в СССР. «Люди просто выходили из-под контроля компетентных органов, несмотря на запугивания, — вспоминал Гусев в интервью изданию Life. – Запретный плод, как известно, сладок… Ребята сидели по подвалам, занимались с закрытыми окнами — но всё равно занимались!»

"Каратэ нам чуждо, там тренируют удары в пах!" Как в СССР загнали в подполье 10 млн "иноагентов"
Тренировки советских каратистов были экстримом во всех смыслах. Фото: соцсети

Черный пояс палача

В 1983 году Валерий Гусев получил четыре года тюрьмы за то, что нелегально и за деньги преподавал каратэ. До запрета этого боевого искусства он был тренером общества «Трудовые резервы». После запрета – ушел в подполье. «Теперь тренировки по карате он стал проводить при наглухо закрытых дверях, выезжал с учениками в лесопарки. Ездил в другие города – Ташкент, Тбилиси, где также проводил занятия и собирал за это немалые деньги», — так описывал процесс над Гусевым журнал «Человек и закон».

Тренеру инкриминировали получение 910 рублей «нетрудового дохода». Если учесть, что Гусев к тому моменту преподавал уже около десяти лет – выходило, что он зарабатывал на учениках около семи рублей ежемесячно.

К четырем годам по статье о «каратистах» Гусеву добавили еще год за хранение холодного оружия. Речь шла об азиатском мече, с которым тренера в 1981 году задержали в аэропорту «Шереметьево». Тогда Гусев объяснил, что меч был нужен ему для показательных выступлений в Риге. Но позже, во время процесса, про «холодной оружие» вспомнили — и приобщили к делу.

При этом, по факту, Гусев был даже не каратистом – он изучал китайское кунг-фу. Его первым учителем был студент по имени Ся Тун. Впоследствии Гусев самостоятельно доработал его методу, которую назвал «Школой Западного Дракона». Для шифровки своей деятельности, он даже придумал собственный язык иероглифов. Все эти нюансы, впрочем, не особенно интересовали следователей. Экспертиза пришла к выводу, что кунг-фу и каратэ это одно и то же, а именно – «восточная техника рукопашного боя руками и ногами».

Прецедент Гусева стал единственным случаем в СССР, когда человека приговорили к сроку по «каратистской» статье. Но это не значит, что уголовных преследований избежали другие тренеры. Основателя Федерации каратэ СССР Алексея Штурмина осудили на восемь лет за валютные махинации. Каратистов в провинции приговаривали по статьям о хулиганстве и нанесении телесных повреждений – стоило кому-то из них угодить в драку, как начинался очередной показательный процесс. Об одном из них писал в начале 80-х журнал «Человек и закон»: «Каратист одним ударом убил рабочего человека, полного сил двухметрового мужчину. Убил не в драке, а просто так – загнал свою жертву в подъезд и сразил наповал ударом ноги в живот».

Последним штрихом к образу каратиста как «агента Запада», чуждого всему советскому, стала статья 1983 года все в том же «Советском спорте». Она называлась «Черный пояс палача» и рассказывала о присуждении «девятого дана» чилийскому диктатору Аугусто Пиночету.  «Но надо ли говорить, что украшенный черным поясом каратиста палач чилийского народа все равно будет выглядеть отвратительно, — писал журналист В. Малышев. – Чилийцы хотели бы видеть его в одном обличье: в черной траурной рамке».

"Каратэ нам чуждо, там тренируют удары в пах!" Как в СССР загнали в подполье 10 млн "иноагентов"

Заменили брейк-дансом

Валерий Гусев вышел из тюрьмы в 1988 году. В заключении он продолжал тренироваться. «Составлял программы… занимался в сушилке, в каптёрке… Многие за мной подглядывали и начинали сами заниматься. Когда однажды вскрыли полы в промзоне, где люди работали, обнаружили склад с нунчаками. Ребята сами их себе наделали и устраивали между собой спарринги во время ночных смен, когда контроль был не такой серьёзный. Но я к этому никакого отношения не имел», — рассказывал Гусев изданию Life. Сегодня ему 70 лет, он продолжает тренировать учеников.

В 1989-м – не прошло и года, как Гусев вернулся из заключения — в Москве зарегистрировали Советскую ассоциацию восточных единоборств (САВЕ). Фактически, это означало выход каратэ из подполья.

В 2020 году каратэ включили в программу Летних Олимпийских игр в Токио (из-за пандемии их провели летом 2021-го). Правда, задержался этот вид спорта на Олимпиаде ненадолго. Уже в 2024 году японское единоборство заменят брейк-дансом.