Кипучие бездельники! Почему наших фигуристов не спешат возвращать на мировую арену

Совет Международного союза катания на коньках (ISU) продлил отстранение России от соревнований, но обещал рассмотреть возможность ее возвращения.

Бумага ни о чем

Заседание состоялось в Будапеште. По его итогам ISU разродился туманной бумагой, где сказано следующее:

— Совет обсудил рекомендации МОК от 28 марта 2023 года об участии российских и белорусских спортсменов в международных соревнованиях,

— Совет решил изучить вопросы осуществимости этих рекомендаций и потенциальных путей их реализации,

— Совет продолжит следить за ситуацией в Украине, бла-бла-бла и еще много-много бла,

— решение об отстранении России и Белоруссии остается в силе.

И все. Ни сроков, ни хоть какой-то конкретики по критериям нейтральности, ни-че-го.

В переводе с бюрократического языка на человеческий сие означает: да, мистер Томас Бах из МОК, мы вас услышали, но делать пока ничего не станем. Ведь главный выбор – возвращать их или нет – вы отдали на откуп международным федерациям, то есть, нам, не так ли? Ну, тогда потерпите.

Сколько? А шут его знает. Мы как раз над этим размышляем – заодно с «вопросами осуществимости» и «путями реализации». Так что лучше отстаньте и не мешайте. Чем больше будете отвлекать, тем надольше оно у нас затянется.

Доводы за «амнистию»

Казалось бы, с чего такое упрямство? По идее, фигурное катание – чуть ли не самый удобный вид спорта для допуска россиян обратно на международные турниры. Уж точно не хуже дзюдо и тхэквондо, где наши уже вернулись и вовсю борются-дерутся.

Во-первых, у фигуристов нет никаких команд. Да, формально все представляют ту или иную сборную, но внутри нее тренируются и выступают совершенно отдельно, каждый сам по себе. Вопросы общих сборов и тому подобной централизации тоже не шибко актуальны. В этом смысле фигурка напоминает теннис и шахматы, где россияне продолжали играть весь санкционный период, с февраля 2022-го.

Во-вторых, среди наших фигуристов почти нет военно, гвардейско и прочих служащих, отсев которых по рекомендации МОК нанес катастрофический урон сбобрной в фехтовании и гимнастике. Здесь если кто и представляет ЦСКА, то формально, без погон, контрактов и прочих армейских причиндалов. Максимум срочную службу в спортроте по-быстрому заставят отбарабанить – и все.

В-третьих, в фигурном катании Россия – держава №1 в мире. И по обилию чемпионов, и, что не менее важно, по силе тренерской школы. Оставляя свои турниры без кучи наших звезд, ISU вроде бы лишает их львиной доли привлекательности – для зрителей, спонсоров, телевизионщиков, рекламодателей и т.д. При том, что ледовую федерацию к богатеньким не отнесешь, это вам не футбол и не теннис с их миллиардными армиями фанатов и миллиардными же оборотами. Даже среди зимних видов биатлон или, к примеру, горные лыжи дадут фигурке кучу финансовых очков вперед.

Кипучие бездельники! Почему наших фигуристов не спешат возвращать на мировую арену
Этери Тутберидзе пока не увидит своих российских подопечных на международной арене. Фото: globallookpress

Денежные проблемы ISU связаны вовсе не с Россией

Правда, делать из ISU нищих тоже не стоит. История с аудиторским отчетом за прошлый год, опубликованным как раз перед заседанием в Будапеште и вызвавшим у нас шквал язвительных замечаний – мол, видите, как им без нас плохо, скоро по миру пойдут – на самом деле раздута на пустом месте. Если вчитаться повнимательней, несложно обнаружить, что 19-миллионные убытки ISU практически полностью связаны с потерей дохода от облигаций. Что называется, вложились не туда.

Зато выручка от рекламы и продажи прав на трансляции (включая, между прочим, Россию – мировые турниры у нас теперь показывает онлайн-сервис Окко), напротив, выросла. Фирма, проводившая аудит в ISU, упоминает нашу страну лишь в одном месте, где сказано: негативный эффект от санкций против России проявится только через год, по итогам 23-го, и составит порядка 1 миллиона швейцарских франков. В мировом масштабе сумма, прямо скажем, не смертельная.

Так что финансовую зависимость ISU от России не стоит преувеличивать. И кроме доводов за снятие санкций, перечисленных выше, есть и доводы против. Те самые, что заставляют Международную федерацию заниматься отписками вместо реальных мер.

Враждебный фронт

Прежде всего, это мощное лобби недружественных стран. Ведущие сборные помимо нашей, это США, Канада, Западная Европа, Япония, Корея… К более-менее лояльным можно отнести разве что Китай. И никаких ближневосточных, южноамериканских и африканских «товарищей», способных создать ощутимый противовес. В фигурке эти регионы сродни пустыням, серьезных соревнований там не проводится.

А там, где проводится, наших нейтралов запросто могут встретить отнюдь не нейтрально, начиная с въездных виз — ISU, конечно, отдает себе в этом отчет. Например, глава литовской федерации фигурного катания Витаутас Ясутис, когда будапештский Совет отдал право провести ближайший чемпионат Европы Каунасу, немедленно заявил: «Вопрос по допуску России и Белоруссии был первым на заседании, и все единогласно проголосовали против. Да, давление есть, ведь отстранена одна из сильнейших стран в нашем виде спорта. В какой-то степени это наносит ISU ущерб, уровень некоторых видов катания упал. Но желания вернуть эти страны у нас нет».

Заметьте: получи ЧЕ-2024 не литовцы, а Варшава или София, вряд ли реакция была бы другой. Кстати, чемпионат мира в предстоящем сезоне пройдет в Монреале, что тоже не сахар.

Еще надо учитывать, что в ведении ISU кроме фигурного катания находятся конькобежный спорт и шорт-трек. Там реноме России послабее, а круг топ-стран – практически тот же самый, сплошные противники нашего возвращения.

Кипучие бездельники! Почему наших фигуристов не спешат возвращать на мировую арену
Мировой зритель многое теряет из-за невозможности наблюдать за Аделией Петросян и другими российскими звездами. Фото: globallookpress

Как допустить – и при этом не допустить

Ну, и последнее соображение. ISU занял нарочито выжидательную позицию «ни нашим, ни вашим, подождем-посмотрим», чтобы не допустить ошибок в ту или иную сторону. Сейчас подобную тактику используют практически все зимние федерации. Это летним видам спорта деваться некуда — у них на носу Олимпиада-2024 в Париже и надо как-то определять статус россиян в квалификационной кампании. А «зимникам», имеющим в запасе почти три года до Игр в Милане-2026, торопиться некуда. Куда логичнее понаблюдать за мучениями летних коллег и сделать для себя выводы на будущее.

Летние, меж тем, выкручиваются, кто как может. Причем по-разному, диапазон здесь очень широк: от категоричного отрицания «амнистии для русских», как, например, в легкой атлетике, до почти полного их допуска — с минимальными кадровыми потерями на почве «критериев нейтральности».

Так поступили в дзюдо и тхэквондо, где Россия успела выступить на чемпионатах мира и вернуться оттуда с медалями, включая золотые. Международная федерация дзюдо после ЧМ даже извинилась перед Иналом Тасоевым, которого засудили в финальной схватке, и задним числом объявила нашего борца победителем – неслыханное по нынешним временам благородство!

Также есть масса промежуточных вариантов – вроде возвращают, а вроде и нет. Скажем, фехтовальная FIE жутко покоцала российскую сборную, допустив на чемпионат Европы, что пройдет в ближайший уик-энд в Пловдиве, всего 6 человек далеко не звездного калибра. Федерация академической гребли дала «зеленый свет» только двум классам наших лодок – одиночкам и двойкам, постановив, что более многочисленные экипажи подпадают под запрет МОК для российских команд. А в скалолазании придумали другой, по-своему иезуитский рецепт: здесь допускать наших начнут с 2024 года, что автоматически выключит их из олимпийского отбора, сроки уже пройдут.

Теперь ждем до октября. Или все-таки до августа?

Где-то создают премудрые комиссии для тщательного изучения россиян на предмет «нейтральности». Вплоть до аккаунтов в социальных сетях: не дай бог, поставил лайк не туда – отцепят, как миленького. Вся эта бурная деятельность пока лишь разворачивается, и пока неясно, к чему она в итоге приведет. То ли мы действительно получим обратно много видов спорта с приемлемой Олимпиадой, то ли нам оставят жалкие крохи, на которые нельзя будет смотреть без слез.

Вот поэтому «зимники» и ждут. К осени картина наверняка прояснится и можно будет понять, в каком направлении дует «общий ветер», а до тех пор лишних телодвижений лучше не делать. Только собирать заседания, сотрясать воздух, выпускать премудрые коммюнике – в общем, изображать активность, быть «кипучими бездельниками», как это называли Ильф и Петров.

Меж тем, следующее заседание Совета ISU запланировано на октябрь, впритык к началу серии Гран-при. Правда, есть еще Гран-при юниорский, стартующий в конце августа, и некоторые оптимисты верят, что ради наших 13-15-летних фигуристов ISU устроит-таки внеплановое заседание ближе к концу лета. Но эта вера слабенькая, больше для самоуспокоения.

А фигуристам лучше готовиться к внутренним турнирам. Не питая особых надежд на скорое пробуждение ISU — просто чтоб потом не расстраиваться. Если они там вдруг все-таки проснутся, пусть это будет нежданный подарок.