Куда податься Суперкубку? Как РФС сел в лужу с матчем «Зенит» — «Спартак»

Вокруг матча, который будет предварять следующий российский футбольный сезон, происходит много непонятного.

Совсем недавно мы радовались замечательному финалу Кубка России между «Спартаком» и «Динамо» (2:1) — с полными трибунами и великолепным антуражем. Уже даже подумалось, что можем сделать классное шоу из футбольного матча, когда захотим. Верилось в то, что в нашем футболе появился ориентир — как надо организовывать кубковые мероприятия, чтобы они пошли на ура. И тут РФС заставил усомниться в том, что в дальнейшем такая практика будет продолжена.

Виной тому ситуация вокруг определения места проведения Суперкубка России. На дворе июнь, игра между чемпионом страны и обладателем Кубка по традиции открывает новый сезон. Предварительной датой для Суперкубка называется 9 июля, а где собираются играть — до сих пор непонятно.

Ранее РФС называл стадион для Суперкубка в апреле. Но в этом году почему-то отложили вопрос на потом. Что послужило причиной задержки? Возможно, неопределенность по многим моментам, связанная с отстранением наших клубов и сборной от международных соревнований, сыграла тут свою роль. Но это если мы говорим о дате встречи, но что мешало указать город и арену?

Скорее всего, проблем не возникло бы, не будь в Суперкубке такой огненной пары «Зенит» — «Спартак». С ними ведь уже случалась конфликтная история в Кубке России-2020, когда оказалось, что в регламенте забыли четко прописать процедуру определения хозяина поля. Играть в итоге постановили в Питере, чем москвичи, настаивавшие тогда на жребии, были крайне недовольны.

Возмущается их босс Леонид Федун и на этот раз, полагая, что встречаться надо в «Лужниках» и с иностранными судьями. Но Москва почему-то выпала из списка городов, которые рассматриваются для проведения Суперкубка-2022. РФС ссылается на загруженность главной арены страны, где 29 мая с блеском был разыгран финал Кубка России. А других стадионов в Белокаменный словно бы и нет. Выбор сегодня идет между Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом и Казанью. До конца недели по этому вопросу должен вынести свой вердикт исполком РФС.

Уже ясно, что это организационный прокол. Непонятно, кто мешал четко прописать в регламенте пункт по выбору места проведения Суперкубка России. Вариантов много, надо просто выбрать тот, который устроит всех. Смотрят на финансовую составляющую, вместимость арены, качество поля, опыт проведения подобных мероприятий в городе и ряд других моментов.

Международная практика в этом плане очень разнообразна. В Испании, например, до 2017 года в Суперкубке играли два матча — дома и в гостях. Против такого варианта сегодня не возражает авторитетный спартаковский ветеран Андрей Тихонов. В ситуации, когда нет еврокубков и ощущается потребность в дополнительных топ-матчах, народ с удовольствием посмотрел бы две серии триллера «Зенит» против «Спартака». Но об этом надо думать сильно заранее, а не в последний момент.

В последние голы Испания проводит Суперкубок в Саудовской Аравии в формате «Финала четырех». Придумана такая система прежде всего для того, чтобы лишний раз увидеть Эль-Класико «Реал» — «Барселона». Тут выбор очевиден — все из-за больших денег. Конкурентами у саудитов были Катар, Китай и даже США.

Во Франции с 2010 года матч на Суперкубок возят по заграницам. В Германии как правило играют на поле обладателя Кубка. Но у федерации есть право делать исключения. Так было, когда несколько раз кряду поединок принимал Дортмунд. Но об игре на нейтральных полях, как у нас (год назад Суперкубок между «Зенитом» и Локомотивом» принимал Калиниград), речи не идет.

В Англии с 2007-го такие матчи играют на обновленном «Уэмбли». В 2012-м переносили на «Вилла Парк» из-за лондонской Олимпиады. В этом году Суперкубок состоится в Лестере («Ливерпуль» — «Ман Сити»), так как «Уэмбли» занят под женский чемпионат Европы.

В Италии был период, когда Суперкубок также проводили за рубежом, а дома в основном на поле чемпиона. Несколько раз — на арене обладателя Кубка, а вот на нейтральном стадионе только однажды, причем из-за пандемии и без зрителей.

Учитывая жесткую позицию «Спартака», который категорически не хочет играть в Питере, глава лиги Ашот Хачатурянц обратился в РФС с предложением о жеребьевке. Но тут вопрос: между чем выбирать? Если между Москвой и Петербургом — то это одна история, и это, пожалуй, нормальный вариант, а вот между Нижним и Казанью… Кому нужны матчи на нейтральных полях и чем они привлекательны в финансовом плане?

В любом случае такие вещи решают не на флажке. Это должно быть для РФС уроком. На ровном месте получили удар по имиджу вместо того, чтобы уже заниматься раскруткой Суперкубка. Или мы действуем по принципу, что все, кроме некролога, пойдет на пользу нашему футболу?