Квят — всё? Почему победа партнера по команде может поставить крест на карьере россиянина?

Гонка в Монце, как мы уже рассказывали, завершилась сенсацией. Гран-При Италии сенсационно выиграл один из пилотов «Альфа Таури», вовсе не относящейся никогда к фаворитам. Пьер Гасли на подиуме. Он выиграл эту гонку. Второй пилот этой команды знял девятое место. То есть набрал лишь два очка.

— Я очень рад за Пьера, честно. Поздравляю его и команду – для нас это был великолепный день. Что касается моей гонки, то девятое место было сегодня максимальным результатом. Все, что могло пойти не так в плане стратегии, пошло не так, — признался Даниил Квят после этапа в Монце.

Но даже если Даниил поздравил Пьера искренне, в глубине души он понимает – успех Гасли ему совсем не на руку.

Во-первых, в Квята нельзя бросать камни: Даниил очень здорово проехал в Италии! Но стал заложником странной тактики (опять стартовал на харде, рано переключился на медиум, под конец потерял темп) и развернувшихся в гонке событий. Гасли везло так, что если бы он играл в лотерею, то сорвал бы джек-пот! Вовремя появившийся автомобиль безопасности, рестарт с места (а не сходу, как обычно бывает) – все это сработало на него. Но точно так же осложнило жизнь Даниилу. Отсюда и такой разброс в результатах. Пьер действительно провел уик-энд лучше, но не настолько, насколько это отражается в протоколе.

Тем не менее, в памяти останется лишь результат. Об этой гонке Квята не вспомнят. А вот Гасли вошел в историю как первый за 24 года француз, выигравший «Гран-при» (в 1996 году Оливье Панис стал лучшим в Монако), набрал за сезон уже 43 очка (у Квята — для сравнения — только 4) и принес «Альфа Таури» вторую победу. Первую – кстати, тоже в Италии – в 2008-м для нее одержал юный Феттель.

Что на выходе? Прямо сейчас от Гасли ждут новых крупных успехов. А Квяту грозит вылет из «Формулы-1». Уже в конце этого года.

У Квята есть талант. На ранних этапах карьеры он прогрессировал быстрее Пьера: попал в «Формулу-1» уже в 19 лет, уверенно откатал первый год в «Торо Россо». Был тут же повышен в «Ред Булл» на место ушедшего Феттеля и в 2015-м обошел Риккардо по очкам, попутно заехав на подиум в Венгрии.Сам Даниэль до этого, если забыли, в пух и прах разбил того же Феттеля и после Квята по очкам никому не проигрывал.

Гасли же затормозил на уровне младших серий, проведя несколько сезонов в GP2 и даже съездив в японскую «Супер-Формулу». В какой-то момент он и вовсе стоял на вылет из молодежной программы «Ред Булла». Но все же получил свой шанс дебютировать в первой «Формуле», заменив в «Торо Россо» как раз уволенного Квята – в 2017 году.

Что у них общего: оба рано попали в «Ред Булл», и обоих оттуда же и понизили – назад в «Торо Россо». Поэтому так интересно следить, как парни справляются с ситуацией. И очевидно, что Пьер свое понижение пережил куда лучше, чем Даниил.

Другое дело, что после возвращения в младшую команду оба пилота поехали совершенно по-разному.

Что было дальше – мы помним. Даниил мощно начал 2019-й год, уверенно опережая напарника, и приехал на подиум шедеврального «Гран-при Германии». На фоне вечных провалов Гасли, именно Квят считался первым кандидатом на замену французу. Но уфимца ждал новый удар – Пьера в кокпите «Ред Булла» сменил все же Албон. Да, неплохо проявивший себя для дебютанта, но все же заметно проигрывавший Даниилу – как в квалификациях, так и по очкам.

И Квят расклеился. Потерял мотивацию, утратил здоровый азарт, и стал гоняться так, словно рутинно выполняет не самую любимую работу. Тогда как Пьер отнесся к понижению без лишней депрессии, а как к новому вызову. В девяти гонках за «Торо Россо» в конце сезона-2019 он набрал 32 очка (!), попав на подиум в Бразилии (при этом – на второе место!). Квят на этом отрезке ограничился 10 баллами (втрое меньше напарника).

В сезоне-2020 тенденция усугубилась. Даниил постоянно уступает партнеру в квалификациях (счет – 7:1 в пользу Гасли) и набирает в 10 раз меньше очков! Победа француза в Италии на этом фоне – как гвоздь в крышку гроба любых надежд уфимца на место в «Ред Булле».

Главная проблема Квята – он просто нефартовый. В спорте, конечно, все решает талант и (в куда большей степени) трудолюбие, но без везения тоже никуда. И вот Даниилу откровенно не везет на протяжении почти всей его карьеры в первой «Формуле».

Загибайте пальцы:

1) Его сезон в «Ред Булле» пришелся на тот самый год, когда «быки» были попросту неспособны выигрывать гонки и стабильно бороться за подиумы. В противном случае одна-две победы могли сделать из Квята звезду с перспективой на титул. Как это случилось с Риккардо, годом ранее сменившим Уэббера.

2) В 2015-м году пришло время Ферстаппена, и парень с таким колоссальным талантом и еще большим маркетинговым потенциалом был крайне нужен главной команде «Быков». При этом убирать Риккардо, уже выигравшего три гонки, было гораздо менее логично, чем убирать мало кому интересного Квята (см. пункт 1). Так что в итоге Даниилом пожертвовали при первой возможности и без особенных сожалений.

3) Часто, слишком часто на результатах Квята сказывались огрехи команды. После возвращения в «Торо Россо» ему достался слабый инженер, на мостике часто «косячили» с тактикой, а в гонках то и дело случались проблемы с машиной. Сайнс всего этого избежал, так что во многом его преимущество по очкам над уфимцем было оправдано как раз-таки везением. Но мы ведь помним, что обстоятельства гонок со временем никто не вспоминает – важен лишь результат. И в плане результата все было ясно – Даниил проигрывал Карлосу по всем статьям.

4) Случай с Гасли – те же яйца, вид сбоку. Пьеру часто «фартит» («Гран-при Италии» — самый шикарный пример, но хватает других), а Даниилу регулярно губят гонки либо техника (как взрыв покрышки в Сильверстоуне, где Квят мог приехать в большие очки), либо тактика – в команде часто не учитывают мнение гонщика, выбирая ему странную стратегию (Венгрия, Испания, та же Италия), в результате чего Даниил много раз не смог попасть в топ-10 не потому, что плохо держал темп, а просто в силу внешних обстоятельств.

5) То, что боссы «Ред Булла» относятся к Квяту, как к нелюбимому ребенку в семье, давно очевидно. Конечно, гонщик это чувствует, и это сказывается на его мотивации. Но что поделать, если ему не повезло родиться в Таиланде, как Албону (именно тайская компания владеет контрольным пакетом «Ред Булл»), и что за плечами простого парня из Уфы нет мощных личных спонсоров?

При этом нельзя говорить, что Пьер совсем уж ничего не делает, а просто оказывается в нужное время в нужном месте. Он действительно мощно прибавил после понижения в «Торо Россо». Он гораздо быстрее напарника в квалификациях, и в гонках это тоже дает результат. Ту же Италию он мог не выиграть, провали рестарт или не сдержи Сайнса на последних кругах из-за плохой работы с резиной. Фортуна дала Пьеру шанс, но он сам им воспользовался. Сейчас он действительно быстр и все восторженные отзывы в его адрес абсолютно заслуживает. Тем не менее, одно дело – гоняться и показывать результат, когда все работает в твою пользу. Совсем другое – сохранять настрой, азарт и драйв в положении, когда все – абсолютно все! – против тебя.

Конечно, Гасли мечтает вернуться в «Ред Булл». Конечно, на фоне выступлений Албона (а Алекс выглядит в «Быках» совсем не лучше, чем Пьер год назад), такой расклад выглядит очень реальным. Конечно, Хельмут Марко и Кристиан Хорнер пока говорят, что рокировок не предвидится, а таец доедет сезон до конца, но мы прекрасно знаем цену их словам в таких случаях. Никто не знает, вернется Пьер в «Ред Булл» уже в этом году или в будущем. Но ясно одно – если Албона будут менять, то только на Пьера.

А что же ждет Квята? Увы, похоже – ничего.

В отличие от ситуации двухлетней давности, сейчас в программе молодежки «быков» есть гонщик, готовый к дебюту в чемпионате. Это Юки Цунода – один из лидеров «Формулы-2», японец и протеже «Хонды» (мотористов «Ред Булла»). Из него вряд ли получится суперзвезда, но парень безусловно талантлив и быстр. А «Альфа Таури» и создана для таких – для обкатки юных талантов, из которых может вырасти новый Феттель, Ферстаппен или Риккардо.

При этом мест в других командах для Даниила не осталось. По крайней мере – на будущий год. А в 2022-м про него снова могут и не вспомнить.

Если до «Гран-при Италии» Квят еще мог рассчитывать, что во второй части сезона он будет выглядеть стабильно сильнее Гасли, сейчас победа Пьера эту калитку закрыла.