Мама фигурного катания. Как Татьяна Тарасова стала величайшим тренером всех времен

Нашу портретную галерею, приуроченную к 30-летию российского спорта, продолжает легендарный тренер, чьи ученики выиграли огромную гору медалей во всех видах «фигурки».

Что было раньше – Тарасова или фигурное катание?

Точной информации вам никто не даст – в отличие от пресловутого вопроса про яйцо и курицу. С ними-то как раз все ясно, ведь динозавры неслись на Земле задолго до появления птиц, а вот Тарасова… Тут скорее напрашивается ответ-парадокс, ни то, ни другое: на самом деле Тарасова – это и есть фигурное катание.

С 20 лет у бортика

На коньки ее поставил отец, знаменитый тренер ЦСКА и сборной СССР по хоккею. Поскольку женщины в то время шайбу еще не гоняли, Таня пошла в «фигурку» — в парную, хотя прокаталась недолго. Ее последние соревнования датируются 1966 годом, а уже в 67-м Тарасова начинает тренировать. В 20 лет – и будучи, казалось бы, обреченной навсегда остаться в тени легендарного папы.

За следующие полвека их тени, мягко говоря, подровнялись. Анатолий Тарасов по праву считается «отцом русского хоккея», однако дочь умудрилась пойти еще дальше — стала мамой всего фигурного катания. Во всяком случае именно так ее называл олимпийский чемпион из США Эван Лайсачек, которому Тарасова между делом поставила несколько программ.

Перечислить всех фигуристов, с которыми она работала, не представляется возможным. С тем же успехом можно ведром вычерпывать океан. Даже если брать только «детей» — тех, у кого она была явно «главным» тренером, — список звезд, титулов и медалей получается гигантский. Кажется, проще подсчитать чемпионов, которые НЕ катались у Тарасовой.

Знаменитые фигуристы, тренировавшиеся у Тарасовой в разные годы

Мужчины: Алексей Ягудин, Илья Кулик, Максим Ковтун (все — Россия), Денис Тен (Казахстан).

Женщины: Мао Асада, Сидзука Аракава (обе – Япония), Саша Коэн (США).

Пары: Ирина Роднина/Александр Зайцев (СССР).

Танцы: Ирина Моисеева/Андрей Миненков, Наталья Бестемьянова/Андрей Букин, Марина Климова/Сергей Пономаренко (все — СССР), Оксана Грищук/Евгений Платов (Россия), Барбара Фузар-Поли/Маурицио Маргальо (Италия), Ше-Линн Бурн/Виктор Краац (Канада).

Постановка программ в качестве хореографа: Аделина Сотникова (Россия), Мишель Кван, Эван Лайсачек, Джонни Вейр, Тимоти Гэйбл (все — США), Бриан Жубер (Франция) и многие другие.

Суперсерия Тарасовой: 35 лет на олимпийских пьедесталах

Инсбрук-1976Золото (Роднина/Зайцев) и серебро (Моисеева/Миненков)
Лейк-Плэсид-1980Золото (Роднина/Зайцев)
Сараево-1984Серебро (Бестемьянова/Букин)
Калгари-1988Золото (Бестемьянова/Букин)
Альбервилль-1992Золото (Климова/Пономаренко)
Нагано-1998Два золота (Кулик, Грищук/Платов)
Солт-Лейк-Сити-2002Золото (Ягудин)
Ванкувер-2010Серебро (Асада)

10 олимпийских чемпионов и 18 золотых медалей ЧМ

Согласитесь, эта коллекция не просто впечатляет — она валит с ног! Особенно при нынешней моде на узких специалистов, когда танцевальные тренеры не суются к парным, а парные — к одиночникам. На фоне сторукой, всеядной и всемирной Тарасовой победный конвейер Этери Тутберидзе выглядит скромной ремонтной мастерской.

Одних олимпийских чемпионов у Тарасовой десять штук. В трех видах катания — и она была очень близка к тому, чтобы добавить к ним четвертый, собрав небывалый «Большой шлем», о каком никто никогда и не мечтал. На Играх 2010 года в Ванкувере ее Мао Асада первой в истории женской «фигурки» сделала на одном турнире три чистых тройных акселя (это до сих пор под силу очень немногим), но все-таки осталась второй после кореянки Ю На Ким. А четырьмя годами ранее в Турине другая японка Сидзука Аракава стала чемпионкой уже без Тарасовой – перешла от нее к Николаю Морозову за три месяца до Игр.

Так что с женским золотом Олимпиад, увы, не сложилось. Но не с золотом ЧМ, где у Тарасовой в общей сложности… 18 побед! Нет, это не опечатка — мы считали-проверяли очень тщательно и готовы повторить хоть цифрами, хоть прописью: во-сем-над-цать.

Все медали фигуристов Тарасовой на Олимпийских играх и чемпионатах мира

 ОлимпиадыЧМ
Мужчины2+0+0=23+1+0=4
Женщины0+1+0=12+0+0=2
Пары2+0+0=24+0+0=4
Танцы3+2+0=59+7+2=18
Всего7+3+0=1018+8+2=28

Ее школа – вся страна

Трудно представить, что у нее до сих пор нет своей отдельной школы, своего катка. От этого за страну становится немного стыдно, хотя Тарасова, как ей свойственно, решила сию проблему кардинально и нетрадиционно: превратила все катки – в свои. Ее школа — это вся Россия! С Америкой, Европой и Японией впридачу, целое северное полушарие.

Ей открыты все двери – и ей по-прежнему все интересно. Одних Тарасова консультирует, другим придумывает программы, третьим ставит шоу – и все без отрыва от телевидения, где «фигурка» с ее легкой руки воцарилась почище футбола. Начиная с «Ледникового периода», который без Тарасовой невозможно вообразить, и заканчивая прямыми трансляциями всех основных соревнований — с ее же фантастическими комментариями. От кого еще на нашем суконно-прилизанном ТВ вы услышите «у всякой музыки есть свой цвет» или «сегодня у нее что-то ноги волнуются»?

Помешанные на «фигурке» японские телевизионщики регулярно просят российских коллег поделиться свежими записями с Тарасовой. Наши сначала не могли взять в толк: на кой оно вам, там же все по-русски? Ничего, ответили им, не волнуйтесь. Уж Тарасову мы как-нибудь переведем.

Зима тревоги нашей — позади

Человек-оркестр – это точно про нее. В спорте, в музыке, в театре – да где угодно! Тарасова больше тридцати лет прожила в браке с виртуозным пианистом Владимиром Крайневым. Всю жизнь дружила с Галиной Волчек, Мариной Нееловой, Аллой Пугачевой, Михаилом Жванецким. Вот вы можете представить разговор Жванецкого с обычным спортивным тренером — не на публике, а так, за жизнь-для души? О чем им говорить? А с Тарасовой – пожалуйста.

Недавно ей исполнилось 75. Естественно, был большой юбилейный праздник в «Лужниках», куда съехались ледовые звезды разных поколений, от героев ХХ века до 15-летней Камилы Валиевой. Они помнили, как чуть не осиротели минувшей зимой, когда Тарасова серьезно болела и ее несколько раз клали в больницу. В эти дни в нашей «фигурке» образовалась какая-то жуткая, зияющая пустота — все были растеряны, часто плакали и сквозь слезы желали ей здоровья. Никто не понимал: как жить дальше без Мамы Тани?

Теперь она снова с нами, а значит все будет хорошо.

30 лет российскому спорту:

Человек-амфибия. Как гений плавания Александр Попов «не спеша» обгонял всех