Не стригите Большунова, Медведева и Акатьеву под одну гребенку! Реакция России и мира на новые правила МОК

10 дней назад Международный олимпийский комитет обнародовал новые условия допуска спортсменов России и Белоруссии к международным соревнованиям. Это послужило сигналом к активным действиям в самых разных видах спорта.

Подробный разбор критериев МОК «Плеймейкер» публиковал на прошлой неделе, по горячим следам. Кто пропустил, догоняйте здесь, а для особо ленивых напомним вкратце.

Итак, спортсмены России и Белоруссии могут снова выступать на мировой арене, но только в нейтральном статусе и со следующими ограничениями:

— командные виды спорта и командные дисциплины в личных видах (эстафеты и т.д.) по-прежнему остаются под запретом,

— не допускаются те, кто имеет действующие контракты с армией и другими силовыми структурами РФ,

— не допускаются те, кто активно поддерживает действия РФ на Украине.

Инструкторы из тхэквондо и «стрелочник» Бах

В предыдущей статье мы установили: главная «засада» кроется в правиле №2, так как спортсменов в погонах в России пруд пруди – на их долю приходится больше 2/3, а то и 3/4 наших олимпийских медалей.

Хотя погоны бывают разные. Одно дело офицеры-контрактники на реальной армейской зарплате, и совсем другое – рядовые запаса после срочной службы, которые выступают за ЦСКА (или «Динамо»), но в остальном не имеют к силовикам ни малейшего отношения и под ограничения МОК попадать не должны.

Возьмем, к примеру, вид спорта с заковыристым названием тхэквондо — корейскую борьбу, которая больше смахивает на каратэ и в основном состоит из ударов ногами. В этом «дрыгоножестве» на позапрошлогодней Олимпиаде в Токио наши были первыми по медалям: 2 золота, 1 серебро и 1 бронза. А на днях мировая федерация тхэквондо собрала экстренное заседание, где постановила: Россию, как рекомендовано Томасом Бахом, на международные турниры – вернуть. Прямо с ЧМ-2023 в Баку, который уже вот-вот, в конце мая – начале июня.

А как же погоны? В тот-то все и дело: в тхэ-сборной преобладают спортсмены ЦСКА, и контрактники среди них есть, но по словам тренера Вадима Иванова, самые сильные – те, кто завоевывал медали в Токио, — в их число не входят. Они оформлены, как спортсмены-инструкторы.

Возникает вопрос: сойдут ли эти инструкторы (армейского, как ни крути, спортобщества) за мирных людей с точки зрения МОК? Точнее даже не МОК – хитрый Бах не зря назвал свое детище «рекомендациями». В них прописано не все и реализация возложена на федерации по видам спорта. Мол, вот вам основные тезисы и дальше выкручивайтесь сами — а я посижу да посмотрю, что из этого выйдет, и кто как будет реагировать.

Не стригите Большунова, Медведева и Акатьеву под одну гребенку! Реакция России и мира на новые правила МОК
Томас Бах переложил ответственность на отдельные федерации. Фото: globallookpress

Борьба – за нас, биатлон — против

«Наживка» сработала по-разному. Кроме тхэквондо сразу дать России зеленый свет осмелились лишь две федерации – настольного тенниса и борьбы. Причем последняя даже позволила себе ответную просьбу к МОК смягчить критерии для спортсменов-силовиков.

Напомним, что на токийских Играх именно борьба принесла России самый богатый урожай: 8 наград, 4 из которых — золотые. Здесь наша школа не знает себе равных и авторитет сборной крайне высок. С другой стороны, борцовский ковер не лучшее место для подобных экспериментов. Парни здоровенные, горячие и боевые во всех смыслах — включая военные мундиры и патриотический настрой. Это вам не бесконтактный теннис по разные стороны сетки — неровен час, до драк насмерть дело может дойти.

Кстати, украинские борцы тоже входят в число лучших в мире. Сейчас их страна провозгласила демонстративный бойкот соревнований с любым российским участием. Но кто знает, что будет потом, ближе к парижской Олимпиаде-2024? К тому же там настолько все перемешано… Выходцы с Кавказа и вообще из республик бывшего СССР давно распространились по всему борцовскому миру и выступают под флагами любых цветов, включая «недружественные».

Есть и обратные примеры – международные федерации, уже объявившие, что «принимают к сведению» рекомендации МОК, но пока не считают возможным снимать санкции с России и Белоруссии. В частности, такую позицию заняли легкая атлетика, скалолазание, санный спорт и биатлон.

Страдания по фигуристам и Большунову

А что остальные? Большинство федераций не спешит определяться, занимая выжидательную позицию. Особенно в зимних видах, которым торопиться некуда: сезон-2022/23 практически закончен, до следующего – несколько месяцев, а до Олимпиады в Милане – вообще целых три года. Глядишь, к осени все утрясется само собой. Летние коллеги методом проб и ошибок научатся претворять задумку Баха в жизнь, чтобы зима могла воспользоваться их опытом.

Особо тяжкий случай — конькобежный ISU. Ему вроде и хочется дать амнистию российским фигуристам, которые и погон почти не носят, и даже сборной у них толком нет. Но вместе с тем и колется. Во-первых, давят западные страны, чей вес в этом виде спорта весьма высок, а во-вторых, мешают шорт-трек и коньки, также находящиеся в ведении федерации. Там наши заметно слабее и с «чистотой рядов» у них похуже — много народу из «Динамо» и ЦСКА. Нельзя же фигуристов допустить, а конькобежцев – нет?

Пока все, что смогли выдавить из себя в ISU, это неопределенное «обсудим на следующих заседаниях, то ли в июне, то ли в октябре». При том, что октябрь – явный перебор, сезон в фигурном катании уже начнется.

Схожие проблемы испытывает лыжный FIS, теряющий болельщиков без Александра Большунова, но не имеющий понятия, как его вернуть – в звании капитана Росгвардии и при наличии мощного антироссийского лобби, во главе с лыжной державой №1 Норвегией.

Александр Большунов
Сложно представить мировые лыжи без Александра Большунова. Фото: globallookpress

Задумчивые пловцы и ироничные конники

Летним федерациям колебаться некогда. У них олимпийский отбор идет вовсю и, хочешь-не хочешь надо что-то решать. Гимнастическая FIG сначала инстинктивно пискнула, что оставляет санкции в силе, но сейчас уже идет на попятный – вопрос о допуске России и Белоруссии вынесен на майский исполком.

Водная World Aquatics (все типы плавания, включая синхронное, плюс прыжки в воду и водное поло) учредила премудрую спецкомиссию, дабы изучить проблему со всех боков и разработать конкретные правила. Времени изучальщикам дали с запасом, аж до июля, так что мимо июньского ЧМ-2023 наши пролетают. Увы.

Конная FEI комиссий не учреждала и отреагировала с ленивым юмором: «У федерации нет инструментов для справедливой и объективной оценки условий участия нейтральных спортсменов, как это предусмотрено рекомендациями МОК. Поэтому всем российским и белорусским спортсменам, лошадям и официальным лицам по-прежнему запрещено участвовать в мероприятиях FEI».

С чиновничьего языка на нормальный это переводится примерно так: коли вы, герр Бах, хотите разбираться, какие из русских кобыл с наездниками военные, а какие — штатские, то разбирайтесь сами. Нам недосуг.

Ну, и самое интересное сейчас происходит в фехтовании. Передний край «битвы за возвращение» находится именно там.

Фехтовальный «полигон»

Дело в том, что Международная федерация фехтования FIE рискнула допустить россиян с белорусами на порядок раньше борцов и тхэквондистов — в начале марта, еще до исполкома МОК! Словно они что-то знали о планах Баха – кстати, олимпийского чемпиона-1976 в командной рапире.

Сейчас, пока другие виды спорта только раскачиваются и чешут в затылке, фехтовальщики первыми принимают на себя все шишки «русской амнистии», проверяя ее на жизнеспособность. У них в разгаре стадия чехарды с календарем. Западные страны одна за другой отказываются проводить у себя плановые соревнования – это уже сделали Германия, Франция, Польша, Финляндия и Дания. Однако FIE пока держится: немецкий этап благополучно перенесли в Болгарию, а польский вроде бы готов принять Тунис.

Кто не в курсе, «фехтовка» — один из сильнейших козырей в колоде российского спорта. В том же Токио-2021 наши Д’Артаньяны и Д’Артаньянши добыли 8 медалей, как борцы, минимально уступив тем по золоту — 3:4.

Правда, тут есть важное «но»: FIE, запуская свой «бунт» в начале марта, явно не подозревала о последовавшем в конце месяца запрете от МОК на силовиков-контрактников. Процент которых в фехтовальной сборной России очень высок, и теперь непонятно, как с ними разбираться. Буквально вчера в ФФР пришел запрос на данные о более, чем ста наших спортсменов, тренеров и судей – насчет их клубной и ведомственной принадлежности. Отвечать собираются честно — кто ЦСКА, а кто «Динамо» — и, главное, быстро. Времени-то нет, до сабельного этапа Гран-при в Сеуле осталось каких-то две недели.

…Картина, как видите, живее некуда. Все бурлит, все меняется, новая информация поступает ежедневно и совершенно неясно, к чему это в итоге приведет.

Но! Кроме мировой реакции на затею Баха есть и другая реакция — российская. Которая, как вы наверняка догадываетесь, в данном случае важнее всего. С ней-то как?

Нейтральный флаг и окопы

В первые часы после появления тезисов МОК была серьезная опаска, что наши просто пошлют их куда подальше. Истерика поднялась такая, что мама не горюй. Но, к счастью, руководство страны благоразумно воздержалось от резких движений. И — трижды тьфу-тьфу — продолжает воздерживаться до сих пор.

Хотя сторонники «холодной войны» не умолкают. Те, что с порога отвергают нейтральный статус для российских спортсменов, как категорически неприемлемый – быстро забыв, что три последних Олимпиады мы ровно в этом статусе и провели. Пусть по другой причине, на почве допинг-скандалов, но пора бы привыкнуть.

Впереди на лихом коне гарцует глава российских лыж Елена Вяльбе. «Если мы сейчас поедем под нейтральным флагом, то вызовем ненависть своих же болельщиков. Это будет раскол в обществе. У сотен тысяч семей родственники сейчас в Украине. Лежат в окопах на передовой и каждый день рискуют жизнью. А мы же неплохо живем, правда? В хороших отелях, хорошо кушаем, выступаем на соревнованиях… Для меня спортсмен – это святое, но в данной ситуации я никому из них не скажу, что он должен ехать на Олимпиаду под белым флагом», — заявила Вяльбе в интервью «Чемпионату».

Елена Вяльбе
Елена Вильбе считает, что россияне не должны выступать под нейтральным флагом. Фото: globallookpress

Как скажут, так и сделаем

Уп-с… Сказано громко, только одна проблема: какая связь между окопами и нейтральным флагом? Именно нейтральным, а не американским и не украинским, а? И потом, ехать спортсмену на Олимпиаду или не ехать – если он, конечно, проходит туда по спортивным показателям – должен решать прежде всего сам спортсмен. А не федерация.

Хотя, есть десятки, если не сотни высказываний наших атлетов, тренеров, чиновников — что позиция у всех видов спорта должна быть единой. Как сверху скажут, так мы и сделаем.

Понятно, что так проще, но нельзя же быть настолько бесхребетными. Вдумайтесь: раз уж теннисист Даниил Медведев или фигуристка Софья Акатьева добились того немалого, чего они добились, то почему они должны жертвовать своей профессией ради солидарности с тем же Большуновым?

Ладно Медведев, он еще стерпит. При его титулах, включая турнир «Большого шлема» и экс-первую ракетку мира, Олимпиада ему относительно до лампочки. Мол, да, я русский, и хочу выиграть золото, но если не дают, то и не надо.

Но Акатьева-то при чем? Гениальная юная фигуристка, у которой есть только один шанс — в Милане-2026 или никогда. Чем Вяльбе с ее высказываниями тогда лучше иезуитов из WADA, лишивших такого же шанса в Пекине-2022 Камилу Валиеву?

Дезинформация, как точная наука

Еще смущают довольно массовые заявления, что наших, дескать, «заставляют осудить СВО». На голубом глазу десятки российских спортсменов несут такое! Откуда они это взяли – бог весть, потому что у МОК речь идет вовсе не об осуждении, а лишь об отсутствии активной, публичной поддержки. Чувствуете разницу?

Вообще, какое может быть «осуждение», если за него по российскому закону положено сажать в тюрьму?! Думаете, в МОК про это не знают? Да конечно же, да! Просто российские спортсмены не любят тексты читать. Гораздо легче слушать всякую ерунду, верить лапше на ушах – и ждать, «когда нам скажут, что делать». Лишь бы зарплату платили. Ох…

В идеале должен быть максимально дифференцированный подход. Теннисистов пускают? О’кей, пусть играют дальше. У фехтовальщиков много военных? Х-м, давайте подумаем… Да, сейчас контрактникам увольняться запрещено, но почему бы не издать особый, специальный указ: спортсменам, в виде исключения – можно. И так далее. А?

Мяч на нашей стороне

Поймите, мяч сейчас на нашей стороне. Хитрюга Бах, к которому до 28 марта приставали все, кому не лень, поднатужившись, сплавил этот «мяч раздора» в сотни мест по всему миру – в федерации, спортивные министерства и т.д. И теперь, довольный собой (надо признать, не без оснований) ждет ответных пасов.

Это шанс, который мы не имеем права убить своими руками. Только в самом крайнем случае — если в критериях МОК и правда обнаружится что-то вроде требования «письменно осудить СВО»…