Не те центры, провал легиона и мягкотелость. Почему проиграл СКА Романа Ротенберга

Семиматчевая серия финала Запада СКА — ЦСКА завершилась победой москвичей. «Плеймейкер» попытался разобраться, чего не хватило питерцам, чтобы прервать серию кубковых неудач.

Таким вопросом сегодня задаются многие. Неожиданностью результат полуфинала с ЦСКА не стал — московские армейцы были фаворитами культового противостояния. Не только по той причине, что в последние годы своих питерских одноклубников они неизменно побеждали в плей-офф. Были на то другие причины.

СКА, несмотря на кажущуюся легкость прохода двух первых раундов Кубка Гагарина, играл натужно почти весь плей-офф. Лишь стартовый матч 1/8 финала с минским «Динамо» питерцам удался — 8:3, вторая победа была уже менее уверенной, а начиная с третьего матча серии с белорусами больше СКА не взял ни одной игры с разницей более одной шайбы.

Ну хорошо, в Минске победы с минимальным преимуществом еще можно расценить как нормальный результат. Но «Спартак», просидевший два месяца без игровой практики (с середины января прервали регулярку, потом ее досрочно завершили, а после снятия «Йокерита» с плей-офф красно-белые досрочно оказались в 1/4 финала), стал тяжелой преградой для Ротенберга и компании. Все четыре победы одержаны со счетом 2:1 (одна в овертайме). То есть все матчи шли на тоненького.

Уже тогда было ясно, что нет запаса прочности у нынешних армейцев с Невы. И назвать это случайностью никак не получается. Если в былые годы доминирования СКА в лиги команде удавалось большую часть времени проводить в зоне соперника, то теперь мы увидели проблемы клуба из Санкт-Петербурга в позиционной атаке.

СКА не получалось запирать соперника подолгу в его зоне. Так было не только с ЦСКА — со всеми. «Спартак», например, легко уходил из-под питерского прессинга, особенно в первом матче, который сенсационно выиграл на выезде 6:1. После той оплеухи Ротенберг перестроил игровую схему. Она стала более оборонительной, но атака из-за этого пострадала очень серьезно.

По сути СКА так и не нашел баланс между защитой и нападением. Стоило попробовать прежние схемы, наработанные во времена Быкова — Захаркина, а затем Знарка, как в обороне возникали дыры. Отход от активного позиционного нападения приводил к проблемам с результативностью.

В серии с ЦСКА армейцы Санкт-Петербурга забросили 11 шайб в семи матчах — по полторы за игру. С такими голевыми «подвигами» далеко не уедешь. У того же ЦСКА 20 шайб в серии. Вот, собственно, и ответ на вопрос, почему дальше идет ЦСКА.

Хотя большую часть полуфинала у москвичей эффективно работало только третье звено – Светлаков, Попов и Соркин. Тем не менее этого хватало, чтобы вести равную борьбу. Как только ожили в двух заключительных поединках лидеры команды Сергея Федорова — Григоренко и Плотников в первую очередь, так исход противостояния был предрешен.

После окончания серии Ротенберг признал. Что соперник был сильнее. И посетовал на нехватку мощи, напора и энергии в последних двух матчах. Другими словами, ЦСКА был более кубковой командой, чем СКА. Бойцов в Москве оказалось больше.

Это, кстати, отнюдь не случайно. По сравнению с весной 2019-го, когда в финале Западной конференции соперники также устроили семиматчевый триллер с тем же исходом в пользу москвичей, у ЦСКА в строю осталось девять человек, у СКА — только двое. Как отмечали многие эксперты, опыт — главный козырь нынешнего ЦСКА, который вряд ли превосходит питерцев по индивидуальному мастерству нападающих.

Гусев, Кузьменко, Бурдасов смотрелись ярче армейских лидеров, но эффективней игра команды Ротенберга от этого не стала. И лидерами этих ребят вряд ли можно называть, команду они за собой не вели. Во вратарском вопросе было примерное равенство: Юханссон и Федотов играли на высоком уровне, хотя оба не без ошибок. Не голкиперы решили судьбу серии.

Достаточно посмотреть на центральных нападающих СКА, чтобы многое понять. Бардаков, Воробьев, Комаров, Хуснутдинов — ну скажите, с такими центрами можно построить чемпионскую команду?

Показательным стал третий матч серии, когда ЦСКА порвал соперника за период — 6:2, уступая 0:2 после 40 минут игры. Тогда все увидели, что есть у москвичей инстинкт убийцы, команда способна взорваться. У питерцев таких моментов не проскакивало в принципе. Напротив, не раз коллектив после пропущенной шайбы начинал плыть.

По-хорошему завестись умеют ребята, которые горят игрой. СКА — не горел. Особенно это было заметно по легионерам. Возможно, в этом также есть причина питерского поражения.

Все ждали многого от Лехтонена. Микко был очень хорош в ряде матчей регулярки. Но Кубок этот атакующий защитник по сути провалил. Впрочем, его «минус 2» по показателю полезности еще цветочки в сравнении с «минус 8» Робинсона. Бывший московский армеец в регулярке имел «+13», почувствуйте разницу, как говорится. Недалеко ушел от коллег по легиону еще один иностранный защитник. Фантенберг наиграл на «минус 3». То есть можно утверждать, что зарубежные ребята плей-офф провалили.

Почему так вышло? Вполне вероятно, что мыслями игроки уже не в КХЛ. Не секрет, что часть иностранцев не покинула Россию после украинских событий, чтобы не терять приличные деньги. Контракты у всех оформлены по-разному, но часто в них прописываются бонусы за количество проведенных матчей, количество очков и т. д. Будет, кстати, интересно посмотреть, останутся ли «минусовые» хоккеисты на следующий год в СКА. В этом есть большие сомнения.

Защита стала слабым звеном питерцев в плей-офф при всех претензиях к нападению. А ведь в годы расцвета СКА именно на обороне держалась командная мощь. Когда в строю были такие ребята как Войнов, Яковлев, Чудинов, Зуб, Херсли, Белов…

Увы, таких мастеров в Питере сегодня нет. Как не получилось сделать ставку на молодежное звено, которым все восхищались полтора года назад. Надо признать, что кадровых просчетов СКА допустил порядком. Ну а всех интересующий вопрос с экспериментом «Роман Ротенберг в роли главного тренера» вряд ли нужно ставить основным в причинах неудач.

Для дебютанта Роман Борисович, можно сказать, прыгнул выше головы. Скажи кто перед началом полуфинала, что протянет все семь игр и будет вести после пяти — не все поверили бы. Но это случилось. Ротенберг наверняка останется, хотя проиграл главным противникам по кулуарной борьбе в нашем хоккее. За одно битого, как известно, дают двух небитых.

«Игра Попова — это что-то невероятное!» Тренер «Витязя» — о выходе ЦСКА в финал Кубка Гагарина