Россия на Пхукете — пляж или выборы? Все болевые точки революционного конгресса ISU

Опубликована полная повестка конгресса ISU, который пройдет 6-10 июня в Таиланде. Там будут обсуждаться и могут быть приняты сразу несколько важных новшеств в правилах фигурного катания и регламенте крупнейших соревнований.

Конгресс-2022 на курортном острове Пхукет проходным стать не может по определению. Во-первых, он послеолимпийский, а принципиальные перемены, как правило, вводятся в начале четырехлетнего цикла – чтобы адаптироваться к ним и, если что, скорректировать до следующих Игр. И, во-вторых, «фигурное вече», которое обычно проходит каждое лето, на сей раз дважды переносилось из-за коронавируса и станет первым с 2019 года.

Естественно, за три сезона предложений накопилось целая гора, их перечень занимает 249 пунктов. Правда, это вместе с конькобежным спортом и шорт-треком, также находящимися в ведении ISU, но доля «фигурки» в повестке дня велика — чуть больше половины.

Давайте разбираться, каких революций стоит ждать от тайского конгресса и какие вопросы на нем будут самыми животрепещущими.

1. Допустят ли Россию к конгрессу?

В принципе, Совет ISU еще в апреле постановил: россияне и белорусы, находящиеся под санкциями и отстраненные от международных соревнований на неопределенный срок, в конгрессе участвовать не должны. Но в том решении есть оговорка – мол, до июня ситуация в Украине может измениться, поэтому «бан» нужно будет подтвердить непосредственно на Пхукете.

Видимо, голосование по данному вопросу пройдет в первый же день, 6 июня. И его исход отнюдь не очевиден: обычного математического большинства в данном случае не хватит, нужно большинство подавляющее – 80 процентов. Так что шансы остаться на конгрессе у наших есть.

2. Сохранит ли Александр Лакерник пост вице-президента ISU?

Одним из двух заместителей президента ISU – тем, кто отвечает как раз за фигурное катание – с 2016 года является представитель России Александр Лакерник. Это опытнейший судья с огромным авторитетом — прежде, чем стать вице-президентом, он 14 лет возглавлял технический комитет ISU, ведающий правилами «фигурки». Перед конгрессом-2022 наши вновь выдвинули Лакерника на вице-пост, однако теперь переизбраться ему будет намного сложнее.

Для начала, если нашу делегацию выгонят с Пхукета целиком (см. выше), любые должности в международной федерации автоматически станут недоступными для россиян. Тогда их сразу вычеркнут из кандидатских списков, где значится не только Лакерник. Юлия Андреева претендует на место в техкоме по парному и одиночному катанию, Ульяна Чиркова – по синхронному (это неолимпийский вид – вроде групповых упражнений в художественной гимнастике и синхронном плавании), а известный в недавнем прошлом конькобежец-спринтер Александр Кибалко – и в главы техкома, и в Совет ISU.

Предположим, Россию все-таки пустили на конгресс. Тогда у Лакерника возникает другая проблема: ему 77 лет, в то время как возраст кандидатов в вице-президенты ограничен 75-ю. Спрашивается, зачем его выдвигали?..

Россия на Пхукете - пляж или выборы? Все болевые точки революционного конгресса ISU

А затем, что конгресс может повысить возрастной лимит до 80 лет. Соответствующее предложение было заранее внесено Эстонией, Латвией и Литвой, стоит в повестке дня под №1 — и, как ни странно, прибалтийские страны не стали его отзывать после обострения ситуации в Украине.

Получается, что вместо одних выборов Лакернику надо выиграть три: по общему допуску России, по возрастному цензу и, наконец, вице-президентские – у канадца Бенуа Лавуа, японца Тацуро Мацумуры и финки Сусанны Рахкамо. Последняя, правда, прежде попытается стать президентом всего ISU – этот пост вакантен после того, как голландец Ян Дайкема не захотел выдвигаться на новый срок. Рахкамо – бывшая фигуристка, причем известная, в 1995-м в паре с Петри Кокко она была чемпионкой Европы в танцах на льду.

3. Повышение возрастного ценза до 17 лет

На эту тему в повестке есть сразу два предложения: Норвегии и Совета ISU. Скандинавская инициатива была первой и предусматривает увеличение минимального возраста участников «взрослых» турниров с нынешних 15 лет до 17 с сезона-2023/24. А международная федерация позже скорректировала норвежский вариант, сделав его более постепенным: ближайший сезон – без изменений, 2023/24 – 16 лет, 2024/25 и после – 17.

Вторая схема удобнее. По ней успевшие перейти во «взрослые» по старым правилам не должны будут возвращаться на год обратно в юниорскую категорию. Хотя суть все равно одна: отсечение от элитных соревнований 15-летних фигуристок (именно фигуристок – во всех видах катания, кроме женского, лимит принципиального значения не имеет), которым в силу возрастных особенностей организма легче даются четверные прыжки.

Такие «суперпрыгуньи», в основном, воспитываются в России, но ISU проталкивает новый лимит не под национальным, а под медицинским соусом – в виде заботы о здоровье «несчастных девочек». По такому случаю они даже вставили в повестку дня длиннющее обоснование от медицинской комиссии, где фигурируют «возраст скелета», «гипоталамо-гипофизарно-гонадная ось» и прочая тарабарщина.

Внятных тезисов там можно найти два: окончательно скелет взрослого человека формируется к 17 годам (И что с того? Головной мозг у некоторых и в 30 остается недоразвитым), и 86 процентов опрошенных ISU поддержали повышение возрастного лимита. Последнее неудивительно – было бы странно, если бы большинство высказалось наоборот, в пользу русских конкуренток. И исход голосования не в нашу пользу, похоже, предопределен.

4. Новая система оценок за компоненты

Предлагается сократить с пяти до трех количество параметров, из которых складывалась вторая, «артистическая» половина баллов. «Катание» и «Композиция» остаются, как прежде, а вместо «Связок», «Представления» и «Музыкальности» появляется новый компонент – «Презентация». Цель новшества сугубо утилитарная: упростить работу судьям, которые кроме компонентов должны по ходу проката ставить надбавки «+/-» за техническое исполнение элементов.

Общий размер баллов за компоненты при новой системе не изменится – за счет коэффициентов, на которые умножаются оценки. Эти коэффициенты будут пропорционально увеличены в 1,67 раза, то есть, в 5/3. Так что мы с вами, скорее всего, ничего не заметим. Единственное, что можно отметить: теперь доля «Катания» и «Композиции» в общей сумме баллов заметно вырастет.

5. Изменение системы олимпийского отбора

Здесь конкретики пока нет: ISU лишь хочет добавить в перечень официальных турниров «Олимпийские квалификационные соревнования» и констатирует, что совмещение отбора на Игры с регулярными международными турнирами создает массу неудобств и от него хорошо бы отказаться. Напомним, сейчас большинство квот разыгрывается на предолимпийских чемпионатах мира, а последние несколько путевок – осенью, на «Челленджере» в Оберстдорфе. Видимо, немецкий турнир планируют лишить отборочного статуса и организовать вместо него отдельную квалификацию – особенно если найдутся желающие принять ее у себя.

6. Квалификационный раунд на чемпионатах мира

Чтобы расширить представительство стран на ЧМ, не раздувая при этом число участников основных соревнований, предлагается ввести на чемпионатах предварительный раунд. Прямой допуск к коротким программам получат только сильнейшие – по 24 человека у женщин и мужчин, 16 пар и 20 танцевальных дуэтов. А остальные места (12, 8 и 10 соответственно) будут разыгрываться в квалификации, состоящей только из произвольных программ. Из-за них продолжительность мировых первенств увеличится на несколько дней. Новинку планируют опробовать в сезоне-2024/25.

7. Секвенции приравняют к каскадам?

Не самый заметный пункт повестки, хотя его значение может оказаться велико. Предлагается приравнять к каскадам так называемые секвенции (по-русски их еще часто называют комбинациями), когда прыжки следуют не непосредственно один за другим, а между ними фигурист совершает некое существенное действие.

Самый распространенный из подобных случаев – «неправильные» каскады с акселем а в конце, где после выезда с первого прыжка нужно развернуться лицом вперед для исполнения второго. До сих пор базовая стоимость подобных секвенций сразу сокращалась на 20 процентов относительно суммарной цены прыжков, что делало элемент невыгодным, им пользовались редко. Теперь же от сбавки хотят отказаться, уравняв секвенции в правах с традиционными каскадами.

Если новинку утвердят, это резко повысит вариативность программ. Сейчас почти все каскады заканчиваются тулупами, остальные прыжки для этого не годятся. Разве что ритбергер, но каскады с ним сложны, рискованны и мало кому под силу. А вот аксель – другое дело, фигуристам сразу станет легче обходить правило двух повторов, один из которых автоматически «сгорал» на тройных тулупах. Плюс мы увидим новые суперкаскады — вроде «4Т+3А», на который прежде покушался один Юдзуру Ханю. По старым правилам такой элемент стоил 14 баллов — на 1,7 меньше, чем «4Л+3Т» — а по новым потянет на здоровенные 17,5.