Шахматный Трианон. Как из Дубова за помощь Карлсену против Непомнящего сделали изменника родины

После матча на первенство мира, в котором Магнус Карлсен разгромил Яна Непомнящего со счетом 7,5:3,5, все обсуждают не норвежского чемпиона и нашего претендента, а другого российского гроссмейстера Даниила Дубова.

Штука в том, что Дубов входил в интернациональную команду тренеров-ассистентов, помогавшую Карлсену при подготовке к матчу в Дубае и во время него. Тогда это не афишировалось – подобную информацию как правило стараются держать в секрете. Но сейчас все вышло наружу, и Дубова стали обвинять в непатриотичности.

Ладно бы это делали люди далекие от шахмат — особенно по нынешней моде, когда «враги России» и «изменники родины» мерещатся многим на каждом углу. Так ведь нет. Среди разоблачителей «шахматного Трианона» (помните шпиона из советского сериала «ТАСС уполномочен заявить», по иронии судьбы носившего как раз фамилию Дубов?) отметились такие видные гроссмейстеры, как экс-чемпион мира Анатолий Карпов и экс-претендент на это звание Сергей Карякин, проигравший Карлсену аналогичный матч пять лет назад. А тренер и шахматный комментатор Сергей Шипов прямо написал в соцсетях: «Эх, Даня, Даня… Ну, зачем? За сколько? Почему нельзя было один матч отдохнуть?» И предположил, что Дубов больше не должен играть за сборную России на Олимпиадах и других командных турнирах.

Гений дебюта

Тут надо пояснить формулировку Шипова «один матч отдохнуть». Дело в том, что Дубов помогает Карлсену не впервые. Он работал в команде норвежца в 2018-м, перед матчем с Фабио Каруаной из США. Тогда российскому гроссмейстеру было всего 22, но он уже считался одним из лучших специалистов в мире по теории дебютов, а в затяжной битве один на один за шахматную корону дебютная подготовка — фактор ключевой, если вообще не №1. Достаточно вспомнить, как в 2000 году Владимир Крамник при помощи безобидного, казалось бы, берлинского варианта Испанской партии сенсационно отобрал чемпионский титул у Гарри Каспарова.

Подобных примеров история знает немало. А уж при нынешней всеобщей компьютеризации шахмат, когда лучшие программы легко дадут фору в пешку-другую даже Карлсену, анализ дебютов шагнул так далеко, как Карпову во времена его чемпионства даже не снилось. И Дубов прекрасно умеет сочетать абстрактность человеческого мышления с мощью самых современных электронных мозгов – так называемых нейронных сетей, работающих по принципам искусственного интеллекта.

Более того: сила дебютных идей Дубова в последнее время становится его… слабостью — как действующего шахматиста. Даниил, чье имя стало широко известно прошлым летом, после победы в одном из звездных супер-онлайн-турниров с участием Карлсена (то было самое начало пандемии, когда весь «живой» спорт замер из-за всемирного карантина, а сетевые шахматы «на безрыбье», наоборот, пережили небывалый подъем), в начале партий очень часто получает преимущество, но реализовать его способен далеко не всегда. Дубов ни разу не пробивался в турнир претендентов на мировую корону и в сегодняшнем рейтинге ФИДЕ занимает 24-е место, шестое среди российских гроссмейстеров. Хотя того же Непомнящего он младше всего на шесть лет – 25 против 31-го.

Шахматный Трианон. Как из Дубова за помощь Карлсену против Непомнящего сделали изменника родины
Равных Даниилу Дубову в шахматных дебютах в мире нет. Фото: Фейсбук

Патриотизм против профессионализма

Впрочем, здесь речь не об игровых достоинствах Дубова, а об этике — и в этом смысле его «обвинители» явно лукавят. То, что Даниил будет, как и прежде, помогать Карлсену, еще до матча предполагали все и сюрпризом для шахматного сообщества это не стало. Недаром тот же Шипов нынешней осенью совершенно спокойно обсуждал такую возможность в диалоге с интернет-пользователями, комментируя другой турнир на своем канале в Youtube. И вдруг — «за сколько?». Кстати, в свое время Шипов тренировал и Непомнящего, и Дубова – в разные годы, прежде, чем окончательно переквалифицироваться в комментаторы.

Кроме того, несложно догадаться, что о продолжении сотрудничества в Дубае Дубов и Карлсен договорились еще до того, как определился соперник норвежца по чемпионскому матчу. Ведь турнир претендентов в этом цикле пришлось прервать из-за коронавируса и он растянулся более, чем на год: начался в марте 2020-го, а завершился победой Непомнящего в апреле 2021-го – всего за полгода до его встречи с Карлсеном в ОАЭ.

Мог ли Дубов отказаться – не сразу, а в тот момент, когда стало известно, что Карлсен будет играть с гроссмейстером из России? В принципе, да – и это сильно добавило бы Даниилу пиар-вистов в нашей стране. Но с профессиональной точки зрения такой выбор выглядел бы весьма спорно – как у всякого человека, который берет свое слово назад в последний момент. А уж травить Дубова сейчас, обвиняя его задним числом в отсутствии патриотизма, это все-таки перебор.

Отобрать у него зарплату!

Между прочим, и Карякин, и Карпов перед матчем помогали как раз Непомнящему. Сегодня же Карпов, уже десять лет работающий депутатом в Госдуме, упирает на то, что Дубов, как член сборной России, получает за этот статус соответствующую зарплату – и значит, не имел права ассистировать Карлсену.

Подобные «крепостнические» заявления вряд ли нуждаются в комментариях. Особенно в стране, где лучшим тренером сборной по футболу был голландец Гус Хиддинк, а по баскетболу — американский еврей Дэвид Блатт. Что же до денег, то в наши дни выплаты за сборную – далеко не главная статья доходов для шахматистов уровня Дубова. Думаете, Карпов этого не знает?

Разговоры про «Даню-Трианона» — не более, чем способ отвлечь публику от главного: реальных итогов матча в Дубае. А там выяснилось следующее: Магнус Карлсен просто лучше играет в шахматы, чем лучший из действующих гроссмейстеров России. Причем заметно лучше – может и не вдвое, как вышло по итоговому результату, но все равно ощутимо.

Шахматный Трианон. Как из Дубова за помощь Карлсену против Непомнящего сделали изменника родины
Матч Яна Непомнящего против Магнуса Карлсена получился односторонним. Фото: соцсети

Стеклянная челюсть

Хотя пять с лишним партий Непомнящий держался здорово, это тоже надо признать. И в шестой ему пришлось иметь дело с настоящим монстром. А как еще назвать человека, который на восьмом (!) часу игры в очень непростом эндшпиле «две ладьи против ферзя» делает ходы по первой компьютерной «линии», то есть, играет абсолютно идеально?!

В этот день и в этой позиции Карлсен победил бы любого «белкового» шахматиста. И то, что Непомнящий сопротивлялся до рекордного для чемпионских матчей 136-го хода — очень серьезное достижение, но… Плохо, что это поражение сломало российского гроссмейстера: в пяти следующих партиях он потерпел еще три поражения и из-за досрочного разгрома покинул Дубай несолоно хлебавши на неделю раньше, чем полагалось по расписанию. Увы.

Если пользоваться боксерской терминологией, у Непомнящего оказалась «стеклянная челюсть». И это не такой уж большой сюрприз. Раньше Ян был известен тем, что после поражений стремится отыграться во что бы то ни стало, лезет в авантюрные обострения – и либо виртуозно реабилитируется, либо падает еще ниже. Потом, в турнире претендентов он приятно удивил: выйдя в лидеры, смог совладать с эмоциями и расчетливо удержал первое место. Но сохранять концентрацию, когда ты не первый, а проигрываешь, и надо догонять (тем более, самого Карлсена!) это принципиально другая история. К ней Непомнящий оказался не готов.

Никакие дебютные заготовки от Дубова здесь ничего не изменили бы. Что на той стороне, что на другой, что на никакой. Компьютеры компьютерами, но в шахматы по-прежнему играют живые люди.