Щитки-матрасы, страх и ненависть. Больно ли хоккейному вратарю?

Шайба в хоккее развивает скорость до 150 километров в час — при этом в НХЛ и КХЛ «раздевают» голкиперов, оставляя на них все меньше униформы. «Плеймейкер» выяснил, больно ли вратарю принимать броски на себя.

Гонка разоружения

О том, что шайба бьет больно и пробивает экипировку, говорил еще Владислав Третьяк. «Когда бросают мастера, никакой реакции не хватит, чтобы среагировать. Если я видел, что шайба попадает к форварду, то просто туловищем вперед вылетал: вот, мол, ребята, попадайте в меня! Больно! Очень больно! Игрок мог убрать своим броском вратаря запросто. А если какой-то голкипер скажет, что не боится, не верьте ему!» — говорил Третьяк в одном из интервью.

Это не помешало легендарному голкиперу в 2015 году выступить за уменьшение защитной экипировки вратаря. По мнению Третьяка, это увеличит зрелищность отечественного хоккея и повысит его результативность.

Подобного курса держатся и в НХЛ. В 2018 году в лиге экстремально урезали защиту вратарей, уменьшив размер нагрудников и защиты рук. В числе прочего щитки на локтях уменьшили с 18 до 15 см, на бицепсах и предплечьях — с 14 до 10 см. Ограничили толщину наплечников и щитков на ключице. Еще раньше вратарям в НХЛ «обрезали» щитки на ногах и шорты. Считают, что поводом для реформы «разоружения» стали огромные трусы размера XL и щитки, которые прозвали «матрасами»,  на ногах Жан-Себастьяна Жигера, вратаря «Анахайм Майти Дакс» в плей-офф 2003.

«Суть в том, что голкипер, который весит 100 кг, не должен выглядеть так, будто в нем все 120! Я часто слышу эту претензию от зрителей: что человек в воротах выглядит квадратным», — резюмировал Кей Уитмор, супервайзер по вратарской экипировке в НХЛ.

Щитки-матрасы, страх и ненависть. Больно ли хоккейному вратарю?
В годы игровой карьеры Владислав Третьяка вратари в хоккее занимали на льду меньше места. Фото: соцсети

Где всего больнее

«Очень больно, если попадает в руку и в район локтя. Они все в синяках, и это ужасно», — говорил Сергей Бобровский, вратарь «Флориды Пантерз». По его словам, чаще всего голкиперы испытывают боль в области ребер, плеч, рук и ключиц — фактически, от бросков «страдает» весь верх тела вратаря.

«Если попадает в низ живота, тоже достаточно больно. В современных моделях формы нет эйр-бэга — буфера между отражающей поверхностью и телом. Форма — более облегающая, удар идет напрямую», — рассказывал Дмитрий Ячанов, экс-вратарь сборной России.

При этом большинство ударов летит именно в живот. Вратарь «Спартака» Алексей Красиков считает, что лучше вообще все ловить этой зоной — без красивых сэйвов в шпагате или прыжке: «Да, это будет не столь красиво… Но раз попало в живот — значит, была проделана хорошая работа тренером, был грамотный разбор соперника и хороший выбор позиции».

«Ребятам и ребра отбивают, и руки, — говорил Сергей Звягин, в прошлом вратарь «Витязя», «Локо», и «Динамо». — Если в игре ты особо об этом не думаешь — все мысли, только о том, как отбить шайбу, то на тренировках тоже сильно бросают. В синяках все тело».

Интересно, что если шайба попадает прямо в маску — боли нет. «Дикий звон в ушах, но при этом без болевых ощущений. Еще чувствуется какой-то запах, похожий на запах гари», — признавался Кирилл Корнилов, экс-вратарь «Спартака».

Хуже, если прилетает в боковую часть маски, где та крепится к шлему. «Вот это больно. Сильно отдает в голову, и может получиться нокдаун. Без нашатыря вряд ли обойдешься», — говорил Корнилов.

Щитки-матрасы, страх и ненависть. Больно ли хоккейному вратарю?
Вратарь приходится принимать на себя град бросков соперника. Фото: соцсети

Читеры и трикстеры

Боль заставляет вратарей идти на уловки с униформой. Например, тот же Ячанов говорил, что сам нашивал дополнительные слои защиты на те места щитков, под которыми остаются синяки.

Курьезный случай произошел в июле 2021 года, когда в попытке смошенничать с размером униформы заподозрили Андрея Василевского, вратаря «Тампы». Поводом стала фотография, на которой Василевский жал руку голкиперу «Монреаля» Кэри Прайсу после победы в финале Кубка Стэнли. Журналисты и фаны обратили внимание, что при похожих пропорциях и росте Василевский кажется в два раза толще Прайса. В интернете его обозвали «беременным» и предположили, что внутри Василевского «сидит еще один человек». Обиды болельщикам уступившего «Монреаля» добавляло и то, что русский голкипер получил «Конн Смайт Трофи» — приз самому ценному игроку плей-офф.

Щитки-матрасы, страх и ненависть. Больно ли хоккейному вратарю?
То самое фото Василевского и Прайса.

Впрочем, дальше насмешек в социальных сетях дело не пошло. Перед матчами финала форму вратарей проверяли специалисты — в НХЛ этим занимается департамент хоккейных операций. Кроме того, на снимках с других ракурсов видно, что Василевский и Прайс уже не так различаются в габаритах. Вероятно, на злополучном фото русский голкипер просто стоял ближе к фотографу.

Автор: Михаил Боков