Школа ставок: вероятности и коэффициенты букмекерской линии. Блог Ткачева
Вместе с ведущим трейдером БК «Лига Ставок» Дмитрием Ткачевым разбираемся в азах букмекерства в рамках обучающего проекта «Школа ставок».
Орел и решка
Когда речь заходит о вероятностях, всегда начинают объяснения с правильных монеток, игральных карт или же игральных костей. С такими примерами все куда проще и понятней. Есть какой-то интересующий нас исход и есть какое-то множество всех возможных исходов. Хотим мы, к примеру, получить туза червей из колоды в 36 карт: туз там такой всего лишь один, а вариантов, какую карту нам выбрать, у нас 36. Вот и выходит, что наша вероятность равна 1/36 (2,77%) на успех в таком эксперименте.
Но в реальной жизни все оказывается куда сложней: игральные кости неровные, монетки тоже не идеальны. И откуда же получить тогда вероятность нужного события?
На помощь приходит понятие частотной вероятности. Есть у меня, к примеру, обычная монетка. Может, она немного кривая, может центр тяжести у нее куда-то смещен, а может, и все в порядке, я не знаю. Будем подбрасывать и фиксировать, когда выпадает орел.
1 бросок — 1 орел. Пока 100% результат.
10 бросков — 8 орлов, 2 решки. 80% успешных результатов.
100 бросков — 57 орлов, 43 решки. 57% успешных результатов.
1000 бросков – 532 орла, 468 решек. 53,2% успешных результатов.
10000 бросков – 5073 орла, 4927 решек. 50,73% успешных результатов.
Можно заметить, что число наших успехов пока все еще больше числа неудач, но в процентном соотношении оно становится всё меньше. Нетрудно догадаться, что при дальнейших повторениях отношение частоты выпадения орлов к общему числу бросков будет стремиться к некому числу – оно и будет вероятностью нашего события.
Как оценить шанс команды на победу
Ну хорошо, с монеткой разобрались. А как же быть, например, с футбольным матчем? Как «измерить» вероятность победы одной из команд? Ведь сыграть матч тысячу раз и замерить частоту уже не получится, как с монеткой. Если подойти к этому вопросу фундаментально, то искомую вероятность можно получить, лишь зная все начальные условия. Так как это недостижимо, всегда будет присутствовать некая неопределенность. В конечном итоге игра сводится к тому, что игрокам и букмекеру нужно предсказывать такие вероятности исходов, которые максимальны были бы близки к «истинным».
Представьте, что я начинаю опрос прохожих где-то неподалеку от футбольного стадиона в разгар финала чемпионата мира. Вопрос простой: «Оцените шансы команд на победу?» Будут звучать разные ответы: 99 к 1, 50 на 50, 63% на хозяев и так далее. Но в совокупности при большом числе опрошенных можно получить хорошее приближение к «истинным» раскладам сил.
Примерно то же происходит в букмекерской конторе. Прогнозируются какие-то начальные вероятности исходов на матч, и потом игроки, как в примере про опрос, заключая пари, как бы сообщают о своём выборе. В совокупности ставки, сделанные игроками, также дают некое представление о предстоящем матче и могут служить инструментом, чтоб пересмотреть вероятности, выставленные до этого.
Формула
Для более удобной «подачи» вероятностей букмекерские конторы используют коэффициенты. Они бывают разных форматов (2.25, 9/13, -110), но суть их одна – отражение вероятности наступления события. В наших краях наиболее популярен формат десятичных коэффициентов. Величина такого коэффициента обратно пропорционально вероятности.
где К – коэффициент, p – вероятность.
Значит коэффициент 2,55, например, будет соответствовать вероятности примерно 0,392 (39,2%). А вероятности 0,5 будет соответствовать коэффициент 2.
Каждый, кто хоть раз в глаза видел букмекерскую линию, справедливо заметит, что очень часто равновероятные события (вероятность обоих равна 0,5) представлены с коэффициентами отличными от 2.
Абсолютно верное замечание. Происходит это в силу того, что букмекер закладывает некую комиссию в предлагаемые вероятности – она называется букмекерская маржа.
В следующей статье я попытаюсь более подробно разобрать, что такое букмекерская маржа и зачем она нужна. А также почему букмекерская контора — это скорее посредник между игроками, нежели «что–то» пугающее по ту сторону баррикад.
Урок 2: букмекерская маржа
Урок 3: математическое ожидание в ставках
Урок 4: индустрия гемблинга (лотереи и казино)
Урок 5: индустрия гемблинга (покер, фэнтези и ставки)
Урок 6: букмекерские маркеты (форы, тоталы и т.д.)
Урок 7: метод Монте-Карло
Регистрация на сайте БК «Лига Ставок» — здесь.