Экс-арбитр ФИФА Хусаинов: Раз судит поляк, то готовым надо быть ко всему

— Может ли у квалифицированного арбитра быть неудачный день и неудачный матч?
— Нет. Ниже определенного уровня он опуститься не может. Да, может где-то не добежать, если кондиции неважные, но не более того. Потому что правила игры очевидные. Да, бывают пограничные ситуации (красная или желтая), но не должно быть такого, что было нарушение, которое можно не фиксировать.

— Какие впечатления у вас остались от работы Марциняка (польский арбитр, небезупречно отсудивший матч Турция — Россия)?
— Ничто не вечно в этом мире, тенденция снижения образования арбитров охватила и международный футбол. То, что мы имеем у себя в хозяйстве, вышло на новый уровень. Те действия, которые совершил Марциняк, дают возможность говорить о том, что проблемы подготовки судейских кадров распространились и на европейский футбол. Какие бы там звания ни присваивались ФИФА арбитрам каждый год.

Практика показывает, что Марциняк не смог доказать своими решениями, что соответствует высокому статусу арбитр ФИФА.

— В чем ошибка арбитра в моменте с удалением Андрея Семенова?
— Там вообще был профессиональный, хитрый фол со стороны Дженка Тосуна. Когда мяч еще был ничейный, игроки вступили в единоборство плечо в плечо. Бегут, никто никого не толкает. И в последний момент турок, когда чувствует, что Семенов начинает его опережать, левой рукой захватывает защитника на уровне трусов, тащит за собой и падает.

Марциняк не разобрался в эпизоде. Почему? Отстал от момента. Такой вот элитный судья, который не прочувствовал движение атаки, чтобы быть ближе к игровому эпизоду. И, видимо, не знает, что такие хитрые действия могут быть со стороны атакующего игрока. Значит, помимо теоретических знаний ему необходима и практика судейства, чтобы понимать, как игроки прихватывают друг друга.

Польский арбитр слабо разбирается в футбольных единоборствах. В конце первого тайма Юрий Жирков на своей половине поля ближе к центральной и боковой линиям с разгона вступил в единоборство за верховой мяч. Открытый момент, как на видео, игроков рядом нет. Жирков не попал по мячу и врезался в грудь сопернику. В воздухе вообще нельзя толкаться, любой толчок может привести к травме. Турок упал на спину, и, слава богу, он поднялся, а не уехал в реанимацию. Марциняк даже свистка не дал, то есть даже не определил нарушение правил игры.

— А что с пенальти?
— Никакой подножки со стороны Далера Кузяева не было. Марциняк опять отстал от момента и не увидел, что это был чистый подкат в мяч. Ассистент ему то ли не подсказал, то ли сам так трактует правила игры.

— Если проблемы российского судейского корпуса распространяются по Европе, может быть, на арбитров так влияет присутствие VAR в повседневной футбольной жизни?
— Безусловно. Раньше арбитры на каждый матч выходили, как на минное поле, а затем им сначала дали переговорные устройства (сейчас подскажут), потом ввели VAR (сейчас посмотрят). Но не учли один фактор: VAR – это другая специализация. Квалификация варовца должна быть в разы выше, чем у арбитра в поле, потому что его единственный недостаток – по состоянию здоровья не может выдерживать нагрузку. Зато разбирается в правилах игры значительно лучше. А у нас на VAR сидят те же, кто выходит на поле, а это другая подготовка.

Возвращаясь к вопросу, все эти технологии отрицательно повлияли на концентрацию арбитров – главного и ассистентов. Комар пролетел, мушка в глаз попала – и все, ты прозевал момент. Когда не было этих технологий, мази используешь, чтобы никакая мошка не помешала. Ты был предельно сосредоточен, до матча договаривался с ассистентом на случай ЧП. Сейчас условия стали заметно комфортнее. Смысл бежать, если посмотрят, повторят, переговорят? Появилась расхлябанность при подготовке к матчу.

— От VAR точно не собираются отказываться.
— Тогда надо вводить его везде, во всех турнирах, вплоть до Лиги наций, Лиги Европы и прочих турниров.

— Знаете, кто будет обслуживать матч Сербия – Россия?
— Кто?

— Польская бригада арбитров под руководством Даниэля Стефански.
— Серьезно? Вот это номер. Это можно квалифицировать, как совпадение, конечно, но лично я бы на месте УЕФА оперативно поменял судейскую бригаду, чтобы избежать домыслов. До матча два дня, время есть. Не хотелось бы думать о каком-то политическом заказе. По игре в Стамбуле все-таки я больше склонен думать о низкой квалификации.

— Если Марциняк, предположительно, лучший арбитр Польши, то назначение Стефански заранее вызывает сомнения.
— Конечно. Если он самый сильный среди польских судей, есть вероятность, что Стефански отработает не лучше. Раз судит поляк, то нашим футболистам надо быть готовым к любому развитию событий. Чтобы, как у Михаила Жванецкого: «В драке не выручат – в войне победят». Надо найти каждому игроку такие слова, чтобы они выдали свой максимум и смогли победить вне зависимости от каких-то судейских оплошностей.