Противостояние между Питером и Москвой, между «Зенитом» и «Спартаком» — фундаментальная основа российского футбола. И один из аспектов этого противостояния – вечное выяснение, у кого больше болельщиков.

На Sports.ru вышел материал на эту тему, где разбирают забавные подсчеты от ВЦИОМа — мол, у «Зенита» аж 15 миллионов фанатов.
С ним поспорил автор любопытного телеграм-канала «Кошелек»: «Вот только мы сейчас живём в эпоху, когда определить степень популярность архилегко благодаря соцсетям. Следить за клубом вообще несложно, достаточно подписать на аккаунты в инстаграме, твиттере, ВК, а некоторые особо продвинутые ещё выходят и в ТикТоки и прочие платформы для школоты».

Важное уточнение: сегодня ключевые показатели популярности – это число подписчиков и степень вовлеченности аудитории (ERR). Есть ещё и ТВ-рейтинги, но их невозможность адекватно сравнивать, так как некоторые матчи «Зенита» выходят на «Матч ТВ», а «Спартака» — на платном «Матч Премьер» и наоборот. 
«Социальные сети — это основа основ, куда показательнее посещаемости, данных по ВЦИОМ, плюсов на спортивных сайтах и так далее. Конечно, можно нагнать ботов, но то будут мёртвые души, которые только ухудшают степень взаимодействия, а значит, что этих ботов легко найти».
Чтобы понять, кто популярнее, автор взял аккаунты «Зенита» и «Спартака» в инстаграме. Настоящий болельщик в 2020 году подпишется на аккаунт любимого клуба, иначе это уж совсем какой-то отсталый от мира старик. 
Итак, у «Зенита» — 695 тысяч подписчиков, у «Спартака» — 508 тысяч. Выходит, преимущество за петербуржцами?

Все так, да не так. Ведь у «Зенита» могут быть 200 тысяч ботов, а у «Спартака» все 500 тысяч честных живых фанатов. Тогда обращаемся к этому самом показателю — ERR. Итак, смотрим вовлеченность: у «Спартака», по данным Livedune, с начала чемпионата – 2,25%, а у «Зенита» — 1,39%. То есть, у «Спартака» ситуация получше. Но в абсолютных цифрах — это полное уныние. Постоянно c аккаунтами обоих клубов взаимодействуют всего по 10-12 тысяч человек – это почти одинаковые показатели. Остальные проматывают клубные посты или изредка на них реагируют. И этот показатель – абсолютно ничтожный.
Просто для сравнения: у «Галатасарая» — 9 млн подписчиков, ERR – 2,51%. То есть, в инстаграмную жизнь клуба постоянно вовлечены более 225 тысяч человек. А ведь турков много меньше, чем россиян, плюс за нашими командами ещё следят и в Белоруссии, Украине, Казахстане и так далее…