Мат рокировкой! Как Владимир Алекно одной заменой перевернул величайший финал в истории нашего волейбола

Цикл статей, приуроченных к 30-летию российского спорта продолжается: сегодня вспоминаем олимпийский триумф мужской сборной по волейболу в Лондоне-2012. Проигрывая бразильцам 0:2 по партиям и 19:22 в третьем сете, наша команда сумела переломить ход матча и победить.

«Тренер угадал с заменой» — стандартная фраза. И случаи, когда замена оказывается не просто удачной, а золотой, в спорте тоже случаются. Вышедший со скамейки игрок забивает победный гол, отдает победный пас – в общем, становится героем одного, максимум двух решающих эпизодов.

Но для волейбольного финала в Лондоне все эти типовые конструкции не годятся. Он напрочь вываливается из любых стандартов. Посреди затяжного, 2,5-часового матча безнадежно проигрывавшая команда изменила тактику необычным, парадоксальным образом – и развернула все на 180 градусов. Положив на лопатки лучшую сборную мира в главной игре четырехлетия.

Так не бывает? Да, не бывает. И все-таки это – было.

Волейбол

Олимпиада-2012

Мужчины. Финал

Россия – Бразилия – 3:2 (19:25, 20:25, 29:27, 25:22, 15:9)

Россия: Мусэрский (31), Михайлов (17), Тетюхин (12), Волков (6), Апаликов (6), Гранкин (4), Ильиных (2), Бутько (2), Хтей (1), Бережко, Соколов, Обмочаев (л).

Бразилия: Уоллес (27), Мурило (18), Сидан (14), Лукас (9), Данте (5), Бруно (3), Родриган (1), Жиба, Тьяго, Рикардо, Сержио (л).

Судьи: Хобор (Венгрия), Тано (Япония).

12 августа. Лондон. Дворец спорта «Эрл Корт». 14 500 зрителей.

Мусэрский переходит на край

Собственно, речь там шла даже не о замене. Перед третьей партией главный тренер сборной России Владимир Алекно перевел Дмитрия Мусэрского с центра сетки на край, в диагональные, а постоянно игравший в этом амплуа Максим Михайлов сместился на позицию доигровщика. То, что с площадки при этом ушел Тарас Хтей и вышел Николай Апаликов (блокирующий, чтоб закрыть «дырку» от Мусэрского) было лишь следствием основной «рокировки».

Мусэрский – самый высокий игрок на земле, его росту 218 см позавидуют многие баскетбольные центровые. В волейболе таких парней тоже ставят в центр — на блок, где нет времени на разбеги-полеты, все решают сотые доли секунды и исходные габариты спортсменов.

Диагональный же – главный «забивала» любой команды. Прыгун-технарь, способный зависнуть в воздухе и с длинной передачи обыграть самый плотный блок. Силой удара, его точностью, хитростью, в площадку, по пальцам – как угодно. Таков Михайлов, наша традиционная палочка-выручалочка. Закрыть Максима бразильцы хотели больше, чем кого-бы то ни было, и в финале им это удалось.

Отсюда и 0:2. Которые, кстати, мало кого удивили. Южноамериканская сборная по праву считалась сильнейшей в мире, в ХХI веке она выиграла три ЧМ из трех. Наши же были едва ли не любимыми «клиентами» бразильской Dream Team. Даже на Кубке мира-2011, где россияне взяли золото с великолепным результатом 10-1, единственное поражение в круговом турнире они потерпели именно от Бразилии – со счетом 0:3.

И точно так же — в одни ворота и не в нашу пользу — сложился их первый матч в Лондоне, на групповой стадии. Так что начало финала стало логичным продолжением «предыдущих серий». Желто-зеленые фанаты на трибунах уже вовсю предвкушали бразильский триумф…

Козырной туз в рукаве у Алекно

И вдруг Алекно начинает фокусы с расстановкой. Отправляет Михайлова назад, на прием, а «столба» Мусэрского – «бросать трехочковые». Вратарь Антон Кандидов бежит забивать голы — не в кино, а в реальном олимпийском финале. Утопия!

Впрочем, то был не совсем экспромт. За три года до Лондона Геннадий Шипулин в клубе «Белогорье» уже пробовал Мусэрского в роли диагонального. Тогда новинка не прижилась, но Алекно ее запомнил и держал «в уме». Он до сих пор утверждает, что ничего гениального в Лондоне не сделал – мол, никаких озарений, вариант был известен и в финале напрашивался.

Напрашивался?! Ну, знаете, мало ли какие схемы гуляют у тренера в голове — их там всегда миллион. Нас-то интересует другое: результат его просчета, его выбора.

Плюс дело не только в том, что именно применить, но и – когда. Кабы Алекно тщательно обкатывал перед Лондоном рокировку Мусэрский-Михайлов в матчах сборной, тогда другое дело. Так ведь нет же — держал в рукаве до последнего! Или хитрил, или боялся, а скорее того и другого по чуть-чуть. Зато когда дотерпел и достал – попал в самое яблочко! Бразильцы оказались совершенно не готовы.

Решающий «дуплет» Тетюхина

Хотя разве к такому подготовишься? Разошедшийся Мусэрский вылетал над сеткой чуть ли не по грудь и откуда-то с потолка лупил поверх блоков с невероятной силой. В одном розыгрыше в конце переломного сета №3 он атаковал четыре раза подряд! Бразильцы, чуя, что дело пахнет керосином и отдавать партию нельзя, пластались в защите, как безумные, но наш гигант вогнал-таки их в пол по самую шляпку своей кувалдой: бум-бум-бум-бабах! Счет стал 28:27 в пользу сборной России – наконец-то наши повели.

В одном Алекно прав на все сто: не вытащи сборная концовку третьего сета, и его тренерский чудо-ход пропал бы впустую – наоборот, засмеяли бы потом за авантюрную тактику. В той, центральной партии чаши весов еще колебались, а при 22:19 в пользу Бразилии российская надежда, казалось, умерла окончательно…

К счастью, команду спас Сергей Тетюхин, для которого лондонская Олимпиада стала уже пятой, а медаль – единственной золотой после серебра и двух бронзовых. Две пушечных подачи 36-летнего ветерана восстановили равновесие в счете, и это был ключевой момент. Бразильцы «поплыли». Вскоре пулеметная очередь Мусэрского вывела Россию в лидеры олимпийского финала.

Тут же Александр Волков одиночным блоком «на удачу» зачехлил Лукаса, поставив точку в партии, – и дальше наши полетели к победе на всех парах. В укороченном сете №5 им уже удавались любые чудеса: пасующий Сергей Гранкин по-гусарски забивал переходящие мячи и даже либеро Алексей Обмочаев, атаковать которому запрещено в принципе, принес сборной полновесное очко. Хотел просто закрыться руками от удара Уоллеса, а мяч, попав в обмочаевский локоть, отлетел обратно через сетку — и угодил точнехонько в боковую линию!

«Не могу больше стоять»

Последний удар остался, естественно, за Мусэрским. Правда, первую попытку реализовать матчбол судьи ему не засчитали, зафиксировав переход центральной линии. Решение было справедливым: мяч высоко отскочил от блока и в момент заступа еще находился в игре. Но россияне уже начали праздновать победу – а тут свисток, и вместо воплей-объятий надо снова на площадку…

Алекно от греха подальше решил взять тайм-аут. Ни слова не сказал, даже к команде не подошел – просто ходил туда-сюда и громко матерился в пространство.

Через считанные секунды Мусэрский добыл-таки последнее очко. «На бис» и теперь уже по всем правилам. Нагрузка на него в этом матче выпала чудовищная: 49 атак, 31 очко (больше, чем на партию!) – от такого и легковес Михайлов лежал бы пластом.

Когда эмоции схлынули, и пять золотых партий навалились на плечи Мусэрского, ноги у гиганта подкосились, а лицо сделалось серым, как у покойника. «Пожалуйста, попозже — выдавил Дима осаждавшим его журналистам. – Не могу больше стоять».

30 лет российскому спорту:

Человек-амфибия. Как гений плавания Александр Попов «не спеша» обгонял всех

Мама фигурного катания. Как Татьяна Тарасова стала величайшим тренером всех времен

Ночь футбольного счастья. Как вся Россия встала с дивана и вышла на улицу в июне 2008-го

И тысячи голов мало! Как Александр Овечкин осуществил мечту всех мальчишек

Поражение, подобное смерти. Как Александр Карелин не проигрывал 13 лет — и ушел побежденным