«NFT — хайп. И в этом нет ничего плохого!» Руководитель «Плеймейкера» — о цифровой трансформации спорта

В рамках прошедшей в Москве Премии и Форума «Спорт и Россия»-2022 состоялся круглый стол «Кейсы компаний. Цифровая трансформация спорта», в котором принял участие руководитель сетевого издания «Плеймейкер» Максим Сычев.

При обсуждении речь, в частности, зашла о том, как организаторы спортивных событий коммуницируют с аудиторией.

— Идет жесткая конкурентная борьба, — отметил по этому поводу Сычев. — И важно помнить, что преимущество всегда имеет производитель спортивного контента – как его обладатель. А целью становится выстраивание эффективной коммуникации с аудиторией. Ориентиром здесь можно считать финансово самую успешную лигу мира — НФЛ. Ее организаторы не скрывают, что конкурируют с создателями сериалов. И свой спортивный продут — чемпионат США по американскому футболу — они раскручивают по всем законам ТВ-индустрии.

Подогревают публику перед началом сезона сенсационными фото и новостями, обязательно делают первую «серию» самой интересной, чтобы сразу увлечь зрителя. Инструментов для этого — масса. Скажем, если в межсезонье состоялся громкий переход, то в стартовый день участники трансфера должны сыграть друг против друга. Или публике предлагают какое-нибудь региональное дерби. И так далее. Чтобы болельщик вкатился в сезон с самого начала, без раскачки. При этом НФЛ не забывает об испаноязычной аудитории, чтобы максимально расширить охват. В общем, цель понятна — продать продукт подороже как можно большему количеству потребителей.

Чего ждет сама аудитория? Новостей, прогнозов, трансляций. И все это крутится вокруг звезд, продвижением которых занимаются каналы распространения спортивного контента. Тут идет настоящая война. Еще не так давно наибольшей популярностью пользовались сайты. Сейчас они стоят в очереди к агрегаторам, которые в свою очередь вытесняются суперагрегаторами. А следующий этап — Web 3.0. Эта технология откроет перед организаторами спортивных мероприятий новые возможности. Например, абонементные и билетные программы на основе блокчейна. Виртуальное присутствие болельщика на стадионе – тоже неизбежное будущее. Все это позволит заработать больше денег. А значит, индустрия будет двигаться в этом направлении.

И пара слов — о NFT. Популярность этого инструмента тоже растет. Здесь все ограничивается только вашей фантазией. Допустим, футболка «Барселоны» продается в фирменном магазине за 200 евро при себестоимости 10 евро. А себестоимость NFT может быть еще меньше при более высокой «продажной» цене. Даже траву на поле можно оцифровать и продать! И это будут делать.

— Насколько все это реализуемо в России?

— Россия с точки зрения производства контента не уступит ни одной стране мира за редкими исключениями. В Сочи была прекрасно организована Олимпиада, чемпионат мира по футболу тоже прошел замечательно. И следующие турниры будут проводиться в цифровой среде. Наше правительство уже работает в этом направлении. У нас есть все, чтобы делать подобные вещи на высочайшем уровне.

— Однако в сравнении с той же Америкой у нас хватает проколов в подаче контента. Скажем, «Зенит» стал чемпионом России в тот день, когда ЦСКА выиграл Кубок Гагарина. А на следующие сутки «Матч ТВ» было нечего показывать — и вместо спорта зрителям предложили фильмы…

— Согласен, проблема есть. Можно вспомнить и начало сезона, когда в первых трех турах РПЛ не было ни одной знаковой игры. Это ненормально. Получается, люди не держат в голове, как заработать на своем продукте. И не стремятся продать его подороже. Но когда придет это понимание, все будет функционировать как надо.

— Упомянутый вами NFT — это просто хайп?

— Да, хайп. И в этом нет ничего плохого! Увидите, NFT со временем будут продавать абсолютно все клубы вместе со своей атрибутикой. И люди будут покупать цифровые футболки, чтобы надеть на персонажа в любимой игре.

— Не обернется ли такая тяга к цифровизации деградацией стандартного спорта?

— Между классическим спортом и тем же киберспортом нет конфликта. И там, и там все строится вокруг звезд. И раскручивают их одними и теми же технологиями. Вспомните, полгода назад наша команда выиграла большой турнир по CS:GO — и на сцене капитан победителей сделал предложение своей девушке. И тут же все побежали в ее соцсети, эта новость была в топе месяца четыре. До сих пор идут вопросы, кто эта девушка и так далее. Создание звезды – это индустрия. У которой есть свои правила. Обычно все начинается со скандала, который перерастает в позитив. И на этом формируется фан-база. Если этих законов не соблюдать, не раскручивать звезд, продукт продать нельзя. Что в киберспорте, что в традиционном футболе. Это непросто. Но другого пути у нашего спорта нет.

В Москве наградили лауреатов Программы «Спорт и Россия-2022»