Образование и карьера в спорте: итоги онлайн-выставки и конференции на in_Sport 365

11 апреля на цифровой платформе in_Sport 365 прошла онлайн-выставка и конференция «Образование и карьера в спорте». Работодатели рынка и образовательные учреждения обсудили вопросы подготовки кадров для российского спорта, обсудили проблемы и предоставили рекомендации для выпускников и соискателей.

Не секрет, что спорт всегда был закрытой отраслью, в которой повышенные требования предъявляются к профильному опыту и контактному полю соискателей. Одним из способов преодолеть «порог входа» считается спортивное образование, о необходимости которого и развернулась основная дискуссия конференции.

Спикеры разделились на два лагеря. Представители первого считают, что первично стремление и любовь к своей профессии, и тогда понять специфику того или иного вида спорта будет не сложно:

Алексей Смертин, руководитель проектного офиса устойчивого развития и социальной ответственности РФС: «Не считаю, что спортивное образование или опыт вообще обязательны, чтобы работать в нашей сфере. Даже тренеры не играли в футбол – посмотрите на пример Моуриньо. Главное – ты должен любить то, что делаешь, тогда все получится. А погрузиться в нюансы вида спорта – не очень сложно, особенно если у тебя есть опыт и навыки в других сферах. Я не могу сейчас найти сотрудников, обладающих нужными критериями профессионализма, и речь вообще не о понимании футбольной отрасли».

Елена Руфова, генеральный директор благотворительного фонда «Мы выступаем как один»: «Есть спортсмены, у которых по 2-3 высших образования, и они заходят еще и на четвертое. Им все время кажется, что они чего-то не знают, чего-то не хватает, чтобы начать профессиональную карьеру после выступлений. А делать шаги на пути к трудоустройству – они боятся. Наша задача как фонда как раз состоит в том, чтобы подсказать куда дальше двигаться, направить в нужное русло. Для этого у нас есть карьерные консультации и профориентирование».

Другие считают, что профильное образование необходимо для работы на рынке и отдают предпочтение кандидатам со спортивным бэкграундом:

Камил Гаджиев, Президент промоутерской компании Fight Nights Global: «Идеальная комбинация происходит тогда, когда спортсмен поступает в хороший крепкий вуз, а потом получает специализацию в спортивном менеджменте. В процессе обучения он практикуется, взаимодействует с людьми из индустрии. Но всегда нужно понимать: в момент, когда ты идешь учиться – профессиональную карьеру надо завершать. Если не сделать этот серьезный выбор, то пострадает и учеба, и спорт».

Александр Атаманенко, Исполнительный директор ФНЛ: «Образование важно, необходимо образовывать и себя и команду, с которой ты достигаешь бизнес-целей. Мы отдаем предпочтение людям из спорта и тем, кто получил дополнительное образование. Хорошо, что сейчас есть программы, которые можно пройти без отрыва от производства, онлайн».

Андрей Власов, Технический директор РФС: «Люди, приходящие в отрасль, совершенно не знают среды. Количество эффективных менеджеров выросло, количество людей, которые понимали бы, чем среда может зарабатывать — минимизируется. Самая главная образовательная задача – научить нас учиться, где-то черпать информацию, где-то себя преодолевать, где-то через себя перешагивать даже в самых неинтересных проектах».

Итогом дискуссии можно считать комментарий Артема Овечкина, пятикратного чемпиона России по велогонкам и основателя франшизы Extremekids: «На закате карьеры я понял, что кроме как крутить педали, я мало что умею делать. Когда ты до 35 лет занимаешься спортом, выход в простую жизнь достаточно тяжелый. После этого был первый предпринимательский опыт и первые потери денег на этом поприще. А потом образование и успешный бизнес. Всем нужно помнить – нужно не только много учиться, но и много делать. Тогда все получится».

А вот выступления в рамках сессии «Карьера в спорте. Все еще привлекательная отрасль?»

Владимир Леднев, Вице-президент Университета «Синергия», зав. кафедрой спортивного менеджмента факультета индустрии спорта

Наши самые успешные выпускники, работающие в разных очень известных спортивных организациях, начинали с минимум заработной платы. Видимо, это правильный ход. Когда ты предъявляешь определенные претензии, это не очень хорошо с точки зрения руководителя. Те люди, которые хотят войти в профессию, должны быть скромными в этом плане, особенно, когда вы только стартуете.

Контантин Митин, Спортивный директор АНО Центр проведения соревнований Федерации регби России

Мы ощущаем дефицит в специалистах по физической подготовке. Если брать профессиональный спорт, мы ориентируемся на международный опыт. Часто мы обращаемся к специалистам из Новой Зеландии, ЮАР, которые хорошо знают специфику подготовки. Нам нужно работать в этом направлении. Многие спортивные клубы, в частности регбийные, нуждаются в сильных специалистах по физической подготовке.

У нас есть хорошие менеджеры, в том числе молодые. Надо отдать должное федерациям, которые дают молодым менеджерам работать. Сейчас идет очень быстрая смена поколений.  К этому нужно постоянно приспосабливаться. К важным качествам, необходимым менеджеру, выделю понимание работы информационного поля, соцсетей, работы с болельщиками, а также умение работать с пакетом Office. 

Елена Кудрявцева, Recruitment Manager FIFA World Cup Qatar 2022, руководитель группы по подбору персонала «Сочи 2014»

Многие позиции не связаны со спортивной составляющей. Если мы берем IT, логистику, маркетинг, которые также задействованы в подготовку спортивных мероприятий, однако в них меньше требований именно спортивной составляющей. Это может стать той точкой входа для тех, кто работал в других индустриях, но теперь бы хотел работать в спорте.

При подборе персонала к «Сочи 2014», мы смотрели людей из тех областей, где у них были навыки, похожие на те, которые нам нужны.

Сейчас для меня «образование» и «работодатель» — две оторванные друг от друга сферы, между которыми нужен мостик.

 Лучший вход в индустрию – стажировки и волонтерство, потому что в этом случае можно пробовать разные сферы. 

Мало людей, которые готовы засучить рукава и что-то делать сами, учиться, делать ошибки, сотрудничать. Многие хотят сразу быть руководителями и иметь высокие зарплаты. Но когда возникают форсмажорные ситуации, а они возникают всегда, если вы организовываете мероприятие, нужно забывать о своих регалиях и спускаться на землю, а часто люди не готовы делать то, что выходит за пределы их должностных обязательств.

Есть определенные ожидания, которые не стыкуются с реальностью. Сам чемпионат – верхушка айсберга, это праздник, но за ним стоит огромное количество скучной работы, которая не видна зрителю. К этому тоже нужно быть готовым. Но для многих этот самый «праздник» является мотивацией.

Максим Нифонтов, Заведующий кафедрой теории и методики футбола НГУ им. П.Ф. Лесгафта

Интерес среди поступающих, по крайней мере на кафедру футбола, увеличивается. Замечаем, что к нам приезжают поступать не из Санкт-Петербурга и даже не из Северо-Западного региона, по большому счету, со всей страны. Ажиотаж есть, конкурс всегда растет. Обычно мы выпускаем 80 кадров в год. Дале очень многое зависит от самого выпускника, многое решают личностные качества.

Иван Довгань, Первый заместитель исполнительного директора Ассоциации студенческого баскетбола

Спортивная индустрия развивается семимильными шагами. Каждый год появляются новые инструменты, мы все больше уходим в digital, к тому же пандемия заставляет нас работать по-другому. От сотрудников мы тоже ждем, чтобы они всегда развивались, изучали новые кейсы, перенимали новый опыт и расширяли кругозор.

Еще лет 5 назад было проблемой попасть в спортивную отрасль. Сейчас, благодаря каналу Sport Hunter, ситуация улучшилась, но надо понимать, кто действительно попадает на работу в сферу спорта.

Мы проводим стажерскую программу, пропуская через себя порядка 50 человек, потом с каждым  мы проводим собеседование, а затем оставляем от 7 до 10 самых лучших  человек, которые целый сезон работают с нами. Мы их материально поддерживаем, они работают не бесплатно. Благодаря стажерской программе мы открыли звездочек, которые сейчас имеют большой потенциал и лет через 5 будут занимать хорошие позиции в спорте. Мы считаем, что АСБ – это трамплин в жизнь.

Виктор Кудрявцев, Начальник управления РМОУ, координатор совместных проектов с Оргкомитетом «Сочи 2014»

Никакой стагнации в спорте нет, есть лишь провал в проведении международных соревнований. За прошлый год в России было проведено, если я не ошибаюсь, 12601 соревнование, из которых более 8 тысяч – общероссийские соревнования. У нас в стране, на сегодняшний день, 101 тысяча спортивных организаций, из которых 5738 – спортивные федерации по 142 видам спорта. Также есть и 96 тысяч неаккредитованных спортивных организаций, представляющие собой спортивный бизнес разного уровня.

Сейчас заканчивается период имитирующего развития, когда мы пытались копировать то, что есть за рубежом.

Без государства, на сегодняшний день, спорт в России невозможен. Почти 90% — в той или иной форме бюджетные деньги. Основным драйвером развития спорта в нашей стране есть и будет государство, так как оно является субъектом, формирующим платёжеспособный спрос. Сейчас речь идет о том, чтобы сместить акцент в сторону массового и любительского спорта, включая всю систему спортивной подготовки, в которую входят 3 225 000 человек.

Вот о чем рассказали спикеры во время сессии «Роль спортивного образования. Как формируется выбор».

Елена Руфова, Генеральный директор благотворительного фонда «Мы выступаем как один»

Паралимпийцы больше понимают, где они хотят оказаться через один-два года, олимпийцы же не всегда сфокусированы на этом, они «потеряшки».

Есть спортсмены, у которых 2-3 образования, а они заходят еще и на четвертое. Однако за образованием не всегда кроется именно желание образования, а трудоустройство. Но спортсменам часто кажется, что им чего-то не хватает, они многого не знают. Вместо того, чтобы начать делать шаги, будь то даже не спортивная отрасль, они боятся.

Наша задача – подсказать, как дальше двигаться спортсмену, и направить его. У нас есть картерные консультации и профориентирование. Основная задача куратора и специалиста – выявить основную потребность.

Олег Майоров, Декан Социально-гуманитарного факультета Российского университета спорта ГЦОЛИФК

Мы заинтересованы, чтобы приходили ребята патриотичные, которые любят спорт или занимаются им. Они уже на стадии поступления видят себя в спорте. Они учатся с охотой и проходят весь путь обучения, они быстро вливаются в индустрию, они быстро вливаются в работу по нашим предложениям, у нас с такими студентами меньше проблем. Мы рассчитываем, что они станут хорошими выпускниками, а в дальнейшем и работодателями. Другой разговор, когда мы зависим от ЕГЭ, а не от желания человека работать в спорте. Тогда наша цель – приучить человека к спорту, привить к нему любовь и желание остаться в спорте. Мы буферная зона между школой и работодателем.

Мы сталкиваемся с такими проблемами как инфантильность молодежи, поздняя профориентация, быстрая смена профессий и направлений. Преподаватель сегодня не только преподаватель, но и воспитатель, и мотиватор, и бизнес-тренер.

На моем факультете мы стараемся реализовывать стратегию, заключающуюся в том, что мы обкатываем студентов на внутривузовских проектах до того, как допускаем их до работодателя.

Мы заинтересованы в работодателях, которые близки нам по духу, и которые делятся информацией. Я против потребительской позиции, когда работодатели просят кадры, говоря, что они сами их обучат. Я за качественное образование, которое было бы актуально. Плохо, когда студенты на каких-то мероприятиях видят одни технологии, а в кабинете университета другие, которые не являются актуальными. Мы всегда открыты к сотрудничеству.

Студенты реагируют на бренд работодателя.

От работодателя идет запрос на такие компетенции, как ведение коммуникации, пластичность, знание спорта, владение цифровыми технологиями, многофункциональность, преданность организации/бренду.

Индустрия спорта – индустрия сильных людей.

Юлия Горячкина, Директор направления «Кадры для цифровой экономики»

Навык программирования нужен сейчас везде. Существует единая архитектора навыков, которая сейчас необходима в рамках цифровой экономики.

В рамках национальной программы «Цифровая экономика» сейчас есть уникальные проекты, как, например, «Код будущего», обучающий детей с 8 касса навыкам программирования. Это абсолютно бесплатно.

Не только в спортивной отрасли не хватает кадров, обладающих навыков программирования, их не хватает везде. Это общемировая проблема.

Кооперируя усилия государства, бизнеса и образовательных или спортивных учреждений, можно добиться грандиозных успехов.

Ирина Золотова, Руководитель отдела развития Всероссийской федерации волейбола

Большинство стажеров, кто действительно горит спортом и получает от этого максимальное удовольствие, и кто может дать нам максимальную пользу, не имеют профильного образования.

Мы стараемся все наши турниры максимально цифровизировать, чтобы у нас работал и искусственный интеллект, и чтобы информация появлялась на всевозможных устройствах. Это наш глобальный проект, которому мы посвящаем много времени и внимания. Нам помогает IT-специалист старой закалки, не имеющий профильного образования в спорте, но который является фанатом волейбола, что помогает ему понимать, как сделать продукт максимально эффективным для всех.

Николай Яременко, Шеф-редактор газеты «Советский спорт»

Сегодня люди стали более зашоренные, включающие все чаще и чаще самоцензуру, нежели это было лет 20-25 назад. Раньше учить, и на предприятии, и в аудитории, было проще.

Для меня не столь принципиально, какое образование у спортсмена, который приходит становится спортивным журналистом. Когда у человека есть хоть какое-то образование, ты на это нанизываешь, как на шампур, те знания, умения и навыки, которыми ты будешь делиться.

Алексей Смертин, Руководитель проектного офиса устойчивого развития и социальной ответственности РФС

Те основополагающие принципы, которыми руководствуется спорт, как инструментарий пригодятся везде, не только в спортивной деятельности, но и в любой компании, даже не связанной со спортом. К таким принципам можно отнести: чувство локтя, командообразование, целеполагание, задачи, которые ты ставишь перед собой, ответственность, принятие решений. Это все закладывает спорт.

На мой взгляд, профильное образование – второстепенно.

Если ты идешь в спорт, не будучи до этого спортсменом, то тебе это должно нравится. Тогда все обязательно получится, и совсем не важно, будет это футбол, волейбол или другой вид спорта. Принципиальных различий нет, так как все строится на фундаменте, который ты закладываешь сам.  Погрузиться в спорт и выучить правила игры для человека с бэкграундом менеджера несложно. 

В рамках сессии «Первый шаг в индустрию» было заявлено следующее.

Дарья Иванова, Коммерческий директор «Лиги героев»

Для того, чтобы понять, как рынок работает, нужно стать частью его сообщества. Ощущение людей, которые в спорте либо жили, либо хотят работать, либо увлекаются, совершенно другое, нежели у тех, кто пришел из других сфер рынка.

Наша задача, как работодателя, делать любительский и массовый спорт в России очень популярным. Мы не сталкиваемся с недостатком кадров. Вопрос в том, что многие не понимают специфику. Если это стартовая позиция, здесь достаточно увлечения, но если это позиция куратора отдельного направления, то мы всегда берем человека из сферы. Поэтому для студента важно общаться именно с практиками. Нужно выбирать то образование, которое дают практики.

Кирилл Кулаков, Гендиректор бизнес-школы RMA, руководитель факультета «Менеджмент в игровых видах спорта»

Мы запустили шестидесятую группу. На сегодняшний день, на данном факультете, у нас выпущено 1365 человек, из которых более 300 работают на ответственных постах в спортивной индустрии: от руководителя отдела спортивного клуба/профессиональной лиги/федерации, до президентов и заместителей министров спорта.

Камил Гаджиев, Президент промоутерской компании Fight Nights Global

Идеальная комбинация происходит тогда, когда кандидат в мастера спорта, который поступил в хороший крепкий ВУЗ, стал бакалавром экономики (получил базовое экономическое образование), а потом поступил в магистратуру и получил специализацию, связанную именно со спортивным менеджментом.  Я вижу картину именно такой, так как КМС – это зачастую человек 16 лет, закончивший профессионально заниматься спортом, у которого есть базовое представление о спорте. Если его последующая работа связана именно с тем видом спорта, которым он занимался, то, конечно, навык в этом виде спорта помогает. Экономическое образования я выбрал в данном примере в связи с тем, что я подумал, что именно его я бы хотел получить, понимая, чего мне сейчас, будучи спортивным менеджером и функционером, не хватает. Для руководителя спортивного коммерческого направления важно экономическое образование.

ВУЗ должен давать возможность студенту практиковаться, а также взаимодействовать с ключевыми людьми из спортивной индустрии. Можно сделать акцент и на приобщении к движению волонетрства.

Модные тренды приводить в устоявшиеся консервативные виды спорта гораздо сложнее. Нам в этом плане повезло.

Сложно совмещать спорт высших достижений с учебой. В один момент, действительно, надо делать серьёзный выбор. Если его не сделать, то будет либо большой регресс по спорту, а это разочарование, либо учеба превратится в профанацию. В момент, когда человек делает первый шаг в аудиторию на первом курсе, профессиональную спортивную карьеру надо завершать.

Артем Овечкин, Основатель сети клубов Extremekids, пятикратный чемпион России в велогонках

Я являюсь примером спортсмена-долгожителя, который завершил карьеру в 35 лет. Когда ты так надолго задерживаешься в профессиональном спорте, выход в простую жизнь достаточно тяжелый. Первый мой совет – взять курс профориентации, чтобы познать вектор своего движения. Существует такая проблема, которая есть и у меня, я начинаю много учиться и мало делать. Но надо действовать.

Когда я первый раз остался без контракта, я понял, что значит остаться без финансов. Тогда я задался вопросом, что я умею, и чем я смогу зарабатывать деньги на жизнь. Я понял, что, кроме как крутить педали, я мало, что умею делать. Тогда у меня были первые пробы предпринимательства, где я разорился. В дальнейшем возник проект Extremekids, который успешно реализовался.

Синергия коммерческих и бюджетных организаций в роли НКО – это будущее, которое может генерировать ресурсы бюджета и коммерческие навыки управления.

Андрей Власов, Технический директор РФС

Люди, приходящие в отрасль, совершенно не знают среды. Количество эффективных менеджеров выросло, количество людей, которые понимали бы, чем среда может зарабатывать минимизируется. В спорте на сегодняшний день очень сложно заработать, коммерческая составляющая очень важна.

Управленческое образование должно основываться на том, что вы выходите из среды, которую вы изучили.

И еще надо научиться учиться. Самая главная образовательная задача – научить нас учиться, где-то черпать информацию, где-то себя преодолевать, где-то через себя перешагивать даже в самых неинтересных ученических проектах.  У студента должно быть целевое видение, чего и для чего он хочет, причем как в долгосрочной перспективе, так и на отдельной встрече с преподавателями. Я сейчас встречаюсь со своими будущими коллегами, которые даже не понимают, чего они хотят от преподавателя. Это, на мой взгляд, не очень правильно.

Кристина Колесникова, Директор по образованию проекта «Игры будущего»

Фиджитал-образование – составная часть проекта, развивающего фиджитал-спорт. Сюда входит открытие секций по фиджитал-спорту в спортивных и студенческих клубах. Мы создаем программы, сейчас это программы дополнительного профессионального образования, которые призваны обучить коллег, завершивших свое образование на базовых специальностях. К ним относится спортивный блок: тренеры, судьи, спортсмены, блок организаторов: ивентеры, маркетологи, организаторы мероприятий, управленцы, а также блоки, посвященный медиа и медицине.  

Валерий Николаевич Фальков 14 марта подписал приказ. Нами была создана рабочая группа при Министерстве высшего образования и науки, куда на момент принятия решения вошли уже несколько ВУЗов, а также к нам постоянно поступаю дополнительные заявки от коллег, которые хотят развивать вои институты и университеты, также мы работаем со школами и колледжами.

Анися  Лебедева, Представитель Федерального центра подготовки спортивного резерва Минспорта РФ, Олимпийский комитет России

Образование и спорт всегда должны идти вместе. Спортсмен должен понимать, что рано или поздно его карьера заканчивается. Главное для спортсмена – упорство, желание, умение есть землю, умение преодолевать все те трудности, которые встречаются на его дороге, не замечать их и просто идти к своей цели.  

Когда я готовилась к чемпионату мира по водным видам спорта, и пришла поступать в РГУФК. Для этого мне нужно было сдать ЕГЭ, а экзамены выпадали именно на даты соревнований. Я просила сдать их либо раньше, либо позже, на что мне сказали, что я должна выбрать: либо чемпионат, либо учеба в институте. Для меня, как для спортсмена, это был большой удар, потому что профильный ВУЗ говорит спортсмену, готовящемуся выступать на чемпионате мира и защищать честь страны, что он не готов пойти ему навстречу, чтобы как-то его принять.

Виталий Горохов, Доцент кафедры сравнительных политических исследований СЗИУ РАНХиГС

Первый шаг в отрасль должен идти от интереса, даже ничего не понимая в среде, видя иллюзорную абсолютно неверную картину мира в спорте, как со стороны болельщика и потребителя спортивного контента. В спорте, как и в любой другой отрасли,без интереса никак. А вот от интереса надо двигаться к пониманию специфики среды и тому, что картинка, которую видит любитель спорта, очень сильно отличается от того, как работают управленцы, менеджеры и спортивные руководители.

Я советую прокладывать маршрут через воронку, то есть от самого широкого образования (области права, менеджмента, финансов, маркетинга, управления организацией, психологией и т.д.). На уровне бакалвариата я бы не ставил all in на спорт, даже если он очень нравится.  Бакалавриат – это то, что заставляет думать, он заставляет учить учиться. На уровне магистратуры уже можно сужать свою специализацию. Выбор магистратуры должен быть основан на том, где и как проходят практики студентов. Главное – выходить на стажировки, которые могут быть уже направлены под конкретную организацию. Тогда этот маршрут от интереса к пониманию будет связан со следующей ступенькой – опытом.

Наконец, итоги сессии «Как добиться успеха?».

Алексей Богачев, Основатель проекта по поиску работы в спорте SportHunter и образования в спорте SportStudy

Сейчас ситуация на рынке не восстановилась до своих лучших времен, которые из последних трех лет были в октябре 2021 года. Мы плавно выкарабкиваемся из этой ямы. Любой кризис – это шанс. Конкуренция резко спадает, и у тебя резко появляется возможность и проявить себя, и выделиться среди соперников, если ты хочешь устроиться на работу. В целом, в спорте в открытом доступе вакансий достаточно мало. Я знаю организации, которые в открытую никогда не ищут кандидатов по тем или иным причинам. Они ищут людей среди знакомых. Сейчас крайне важно наличие и развитие социальных связей.

Одна и та же позиция может быть не в районе 60-80 тысяч рублей, как достаточно часто это было, а последнее время одна и та же позиция может быть и 40 тысяч рублей, и 200 тысяч рублей. Пропала средняя стоимость той или иной вакансии.

Юлия Лилеева, Руководитель специальных проектов Федерации Регби России

Федерация регби для меня полезна тем, что здесь я смогла использовать все свои умения. Я занимаюсь нашими попечителями, я была ведущей, не постеснявшись сказать об этом, так как это направление мне нравилось, и я имела специальное образование и опыт в этой сфере.

Федерации по видам спорта, где есть уже профессионалы, которые работают там долгие годы, тяжело принимают новичков. Я с этим тоже столкнулась, пройдя огонь, воду и медные трубы. Я пришла с огромным количеством идей, с горящими глазами, и мне нужно было завоевать авторитет своих коллег, чтобы они начали прислушиваться к моим идеям.

Елена Пономарева, Научный руководитель магистерской программы «Спортивный менеджмент» МГИМО

Если посмотреть статистку по удовлетворённости наших молодых образованных специалистов, работающих в спорте, то видно, что чуть более половины опрошенных респондентов говорят о том, что они довольны своей текущей работой.  Но достаточно большой процент респондентов, которые приняли участие в опросе, отметили снижение удовлетворённостью работы. Текущее отношение к работе связано в основном с тремя тезисами: выгорание/эмоциональное истощение, длительный опыт работы в данной сфере, недостаточный опыт работы в данной сфере. Однако даже те, кто выразил удовлетворенность своей работой, отметили, что хотели бы что-то поменять. Всего хотели бы поменять что-то в работе у почти 90% опрошенных.

Образовательные учреждения, выпускающие студентов, не дают им в финал установку, которая часто определяет их карьерное развитие, и люди, попав на определенное место работы, понимают, что что-то можно было бы сделать по-другому. В связи этим начинаются переходы с работы на работу, поиск новых вакансий, сомнения в правильности своего выбора.

В советское время у нас был очень хороший институт наставничества в советское время. Я считаю, что крайне важно. У молодых специалистов, даже при большом количестве знаний, нет уверенности в том, что они делают это правильно. У них нет наставников, готовых оказать им поддержку и помощь.

Юлия Пирцхалава, Исполнительный директор SPORTUNIVER

Несмотря на то, что в вашем окружении многие люди говорят на английском, но, имея почти 30 программ на английском языке, мы понимаем, что люди не способны обучаться на нем, их уровень общения не такой, чтобы можно было бы провести с ними переговоры, прочитать контракт с международным брендом. Из 30 000 человек, которые есть у нас в базе, если 1% знает английский и может на нем общаться, — это хорошо. Это связано со специализированной лексикой, со страхом, что они не смогут пройти курсы, из-за сложностей. Но мы переводим курсы на русский язык. Мы понимаем, что международный опыт очень ценен, и нам очень хочется привезти его в нашу страну.

Александр Атаманенко, Исполнительный директор ФНЛ

Важно образовывать не только себя, но и команду, с которой ты достигаешь бизнес-целей.

Мое базовое образование – маркетинг, но попав в структуру «Шахтера», был также ряд курсов по тем областям, которые приходилось осваивать за рубежом. Хорошо, что сейчас на рынке есть курсы и обучающие программы, которые менеджер может получить. К тому же, многие из них можно получить без отрыва от производства, а именно, онлайн.

Мы сейчас работаем над программами развития нескольких целевых аудиторий ФНЛ. Прежде всего, это сотрудники Лиги по разным функциональным направлениям, сотрудники офисов клубов, которые входят в Лигу, но также нам интересны программы развития и действующих футболистов.

Если человек уже был в спорте, но в другой роли, и при этом проходил необходимые программы обучения, мы бы отдали предпочтение таким специалистам. Но дорога в спорт есть и у тех специалистов, которые ранее не были связаны со спортом, но при этом они получили дополнительное образование.