«Перефразируя Достоевского, никакая медаль не стоит слезинки ребенка». Психолог — о случившемся с Валиевой

Спортивный психолог Вадим Гущин высказал «Плеймейкеру» свое мнение о развязке личного турнира фигуристок на Олимпиаде, который завершился триумфом Анны Щербаковой и трагедией Камилы Валиевой, оказавшейся за чертой призеров.

— Камила Валиева неудачно откатала произвольную программу и в итоге стала четвертой. Не смогла пережить психологический груз последних дней?

— Это однозначно результат всей этой ситуации, которая сложилась вокруг нее. Госпожа Слуцкая, которая комментировала выступления фигуристок, так и сказала: они сломали Камилу. Сложно с ней не согласиться. Язык тела еще на разминке показывал: Валиева не в лучшем состоянии… Я, как психолог, не понимаю стратегию поведения руководителей фигурного катания в отношении 15-летнего ребенка. А реакция Трусовой после проката?.. Они все еще дети.

Для них это колоссальная нагрузка. Они прекрасно понимают, что до следующей Олимпиады им не удержаться, что это их единственный шанс. Они потрясающие. Но, на мой взгляд, те, кто отвечал за них, был поблизости, должны были охранять их. А Камилу вообще надо было не выпускать на индивидуальные соревнования. Для психологического здоровья. У нее же уже было золото командного турнира. Этого достаточно.

— Но медаль за командный турнир у России, скорее всего, отберут…

— И это выглядит очень жестоко. Причем не только со стороны наших «друзей» из ВАДА и США. Эта Олимпиада — классический пример того, что мы не умеем защищать наших спортсменов. И от журналистов в том числе. Вы же понимаете, что Камила автоматически оказалась в неравноценных условиях. Ведь что такое семь часов разбирательств?! Нормальный здоровый человек долго в себя должен приходить после этого. А ей надо было бороться за золото Олимпиады! Еще раз говорю: у нас потрясающие девочки, лучшие на свете, но мы их не бережем.

— Как Камиле пережить эту ситуацию? И сколько времени понадобиться, чтобы отойти от всего этого?

— Я не знаю ее хорошо, но наверняка это будет долго. С одной стороны детская психика более пластичная, чем у взрослых. Тому же биатлонисту Латыпову может понадобиться больше времени, чтобы отойти от своей неудачи. Однако у него впереди еще годы выступлений. А сколько впереди у Камилы, я сказать не могу…

Тем более, что травля наверняка будет продолжена. Ничего не закончится. Будут продолжаться это страшное давление и обсуждение: дать ей медаль или не дать. Многочисленные публикации, интервью… В любом случае Камиле потребуется психологическая помощь профессионала, поддержка близких, друзей, тренерского состава. Я смотрю на ее ситуацию со стороны, и я в ужасе, если честно.  

— Камила еще перед произвольной программой говорила, что из-за этой истории будто уже повзрослела. Верите?

— Вы про детей войны читали? Они моментально взрослели. Только не факт, что это идет на пользу. Это не приобретение зрелости, а скорее психологическое старение. Спорт ведь не война. Никакая медаль не стоит слезинки ребенка в данном случае, если перефразировать Достоевского. Все это ужасно…

Щербакова — несгибаемая, Трусова — с прокатом жизни, ну а Валиева… Радуйся, ВАДА, тебе это удалось