Президент ФИФА снова говорит о чемпионатах мира раз в два года. А такое вообще возможно?

Джанни Инфантино посчитал необходимым очередной раз объяснить общественности плюсы от перехода с четырехлетнего на двухгодичный цикл чемпионатов мира по футболу. Но как быть с другими турнирами сборных?

Ничего личного, про бизнес

По словам 51-летнего швейцарца, ЧМ — соревнование более высокого уровня, у которого больше возможностей «дать надежду и сенсации миру». С этим не поспоришь, но следующий довод совсем не убеждает. Президент ФИФА говорит: «Когда принималось решение, что чемпионат мира будет проходить каждые четыре года, было 40 сборных, а сейчас нас 211». Все верно, но чем больше команд, тем сложнее и запутаннее отбор. Тем ниже средний уровень, что сказывается на качестве мирового футбола. Если бы число участников резко сокращалось, тогда был бы понятен смысл реформ. Но сейчас? 

«Идут разговоры о заявке на проведение одного чемпионата мира от пяти стран, — продолжает Инфантино. — Если говорить об организации этого турнира каждый год, то за 20 лет организаторами смогут побывать 100 стран». Можно, конечно, и 150 сделать, сыграть где-нибудь на экзотических островах. Вопрос: для чего?

Ответ также очевиден – чтобы получить больше денег. ЧМ – лакомый кусок для Международной федерации футбола. Увеличение числа участников обусловлено теми же мотивами — только жаждой наживы, но никак не спортивными моментами. ФИФА совершенно перестала волновать сама игра. Все подчинено одной цели – извлечению суперприбыли.

«Переход на 48 участников чемпионата мира начиная с 2026 года — это уже решенный вопрос. Будет ли турнир проводиться раз в два года или в четыре — этот вопрос обсуждается, — говорил Инфантино в сентябре нынешнего года. — Такие классные турниры должны проводиться чаще. Престиж зависит не от частоты, а от качества. Отличные примеры в этом плане — Супербоул, Уимблдон, Лига чемпионов. Они проводятся ежегодно, но все равно очень престижны».

Чеферин и Карпин — против

Главу ФИФА при этом как будто абсолютно не занимают чужие интересы. УЕФА в лице президента Александера Чеферина недвусмысленно пригрозил бойкотом, если Международная федерация будет настаивать на своем. «Идея ФИФА проводить чемпионаты мира раз в два года пока встречает только неприязнь. Мы уже рассказывали ее суть, теперь — к противодействию», — заявил Чеферин.

Это не простые угрозы. Однозначно, что ЧМ раз в два года похоронит континентальные чемпионаты. Или заставит их втискиваться в промежуток между мировым первенством, а это плохая идея. Клубы просто взбунтуются. Календарь перегружен из-за обилия турниров, в том числе международных среди клубов. Не говоря уже о сборных, которым предлагают чаще встречаться. Футболистов не хватает на все турниры сразу, придется чем-то жертвовать. Но всем понятно, что игроки поедут выступать за свои страны на ЧМ. Значит, страдать будут другие соревнования. ФИФА таким образом тянет одеяло на себя, отнимая деньги у УЕФА и топ-команд.

Против затеи проводить ЧМ чаще и главный тренер сборной России. Валерий Карпин не отличается оригинальностью, объясняя свою позицию. Игроки будут подвержены дополнительному травматизму. Наступит пресыщение футболом.

«Мы можем принять решение, что не будем играть. Насколько я знаю, в Южной Америке того же мнения. Удачи с таким чемпионатом мира, – съязвил Чеферин. – Полагаю, ничего подобного не случится, это слишком сильно противоречит основным принципам футбола. Ежегодные летние турниры просто убьют футболистов».

Лига наций — прообраз евроотбора?

Впрочем, помимо перегруженности игроков и дележа денег есть еще один немаловажный аспект, который нельзя игнорировать. Время на отборочные турниры просто не остается. Представим, что УЕФА все-таки прогнется под давлением, но со своей стороны также начнет проводить Евро раз два года. Тогда каждое лето будет с большим турниром.

Красота для болельщиков? Возможно, хотя вовсю слышатся голоса, что в том-то и прелесть ЧМ, что соревнование проходит редко. Но когда играть квалификационные матчи для 211 сборных? Можно, конечно, превратить турнир в многоступенчатое соревнование, разделив все команды по рейтингу на дивизионы. Нечто похожее сегодня мы видим в Лиге наций. Россия не участвует в элитной группе, но при этом сборная из каждого дивизиона имеет шансы на итоговый успех в отборе. Тогда та же Лига наций просто заменит собой квалификацию на Евро, а для ЧМ придумают похожий турнир с мощной финальной пулькой.

Второй момент – еще большее расширение числа участников. Топ-сборные посеять и подключать к борьбе со второго группового турнира? Да можно наворотить здесь любые формулы. Вопрос опять же – для чего? Очевидно, что спортивная составляющая турнира от этого пострадает. В свое время в хоккее Рене Фазель пытался увеличить число участников ЧМ. Японцы, помнится, платили деньги ИИХФ за свое выступление вне конкурса в элите. Но ничем хорошим это не закончилось. Наплодили кучу проходных матчей, от которых всех стало подташнивать. И вернулись на круги своя.

ЧМ в футболе каждые два года, наверное, имеет место быть. Но тогда надо прикрывать континентальные турниры в нынешнем формате. Лига наций могла бы стать европейским чемпионатом, заменой Евро. Финальная пулька из четырех сборных, которую недавно выиграла Франция, доказала, что у такого турнира есть неплохие перспективы.

Здравые аргументы северян

Проблема в Европе упирается в УЕФА и стоящие за ней богатейшие клубы. Европейский союз футбольных ассоциаций защищает интересы большинства. И то с переменным успехом. Недавний бунт – создание Суперлиги – удалось погасить только с привлечением сильных мира сего. Очередную революцию УЕФА может попросту не пережить, если пойдет против тех топ-клубов, которые поддержали организацию в сложнейший период.

Потому Чеферин и компания будут до последнего отстаивать клубные интересы. А они идут вразрез с идеями Инфантино, которые порождают очень много проблем. Не только для клубов, кстати. Федерации также не в восторге от реформаторов. Пожалуй, наиболее емко претензии сформулировали футбольные ассоциации северных стран, которые недавно решительно выступили против проведения чемпионатов мира раз в два года.

Вкратце их доводы выглядят так:

— это приведет к регрессу ряда турниров, а мужской и женский Евро потеряют свой смысл;

— женские Евро и ЧМ совсем лишатся привлекательность для СМИ и общественности, если каждое лето будет крупный мужской турнир;

— в корне может измениться существующая модель национальных турниров и матчей национальных сборных с неясными перспективами;

— нет гарантии того, что клубы будут добровольно отпускать игроков на чемпионаты мира, проводимые раз в два года, тем более что они являются противниками нового формата.

Все так и есть. К этому следует добавить, что не разделяет оптимизм Инфантино такой спортивный монстр, как МОК. Исполком Международного олимпийского комитета принял к сведению планы ФИФА по изменению сроков проведения чемпионата мира и отметил, что федерации других видов спорта и национальные футбольные ассоциации, а также участники игры выражают серьезные сомнения и озабоченность по этому поводу.

Кроме того, планы ФИФА задевают интересы других видов спорта, которые имеют виды на спонсоров и свой кусок пирога от рекламной прибыли. Все же очевидно: если крутого футбола станет больше в эфире, значит, у кого-то отрежут часть аудитории. Более частое проведения ЧМ, как считает МОК, ведет к конфликту с теннисом, «Формулой-1», гольфом, велоспортом, гимнастикой, плаванием. Это уже совсем серьезные вещи. Как бы у реформаторов не получилось все так же, как у революционеров из Суперлиги. Когда останавливать зарвавшихся спортивных функционеров пришлось с привлечением глав крупнейших государств.