Раньше нам врали про декларации МОК, теперь врут про «лимит 55». Разбираем правила для россиян на Олимпиаде-2024

Международный олимпийский комитет выпустил официальные критерии допуска и выступления спортсменов из России и Белоруссии на летних Играх в Париже.

Вопреки опасениям, ничего принципиально нового этот документ не содержит. Все перечисленные в нем критерии были озвучены МОК еще в прошлом году, а именно:

— россияне и белорусы выступают на Играх в нейтральном статусе, без флага и гимна,

— «нейтралы» допускаются к соревнованиям только в индивидуальных дисциплинах, командные виды спорта и командные турниры в личных видах для нас закрыты,

— россияне отбираются на Олимпиаду в своих видах спорта по тем же правилам, что и представители других стран,

— на Игры не допускаются спортсмены, имеющие контракты с армией и другими силовыми ведомствами РФ, а также уличенные в активной поддержке СВО в Украине.

Газоль — в тройке «инквизиторов»

Собственно, отсев по этим критериям россияне проходят еще перед квалификационными соревнованиями, в международных федерациях. Значит, у тех, кто отберется в Париж, дальше проблем быть, по идее, не должно.

Хотя тут есть нюанс. Олимпийские лицензии в большинстве случаев не являются именными, ими могут воспользоваться другие спортсмены – сильнейшие в стране на момент Игр. Поэтому МОК учредил свою, дополнительную комиссию для «проверки на нейтральность» из трех человек: вице-президент МОК, бывшая синхронистка Николь Ховерц (Антильские острова), представитель комиссии спортсменов, олимпийский чемпион по настольному теннису Рю Сын Мин (Южная Корея) и представитель комиссии по этике, знаменитый баскетболист Пау Газоль (Испания). Теоретически они могут «завернуть» кого-то непосредственно перед Олимпиадой.

Осуждать СВО никому не придется

Однако это все-таки мелочь. Главной «пугалки», которой стращали нас последние месяцы российские чиновники, в правилах МОК нет — никаких «деклараций с осуждением СВО», о чем с пеной у рта кричал во все микрофоны президент ОКР Станислав Поздняков, нашим спортсменам подписывать не придется.

Более того: что их не будет, любой здравомыслящий человек мог легко догадаться заранее. В ведомстве Томаса Баха прекрасно осведомлены, что за подобные декларации в России по закону полагается тюремный срок. То есть, это обессмыслило бы всю затею МОК одним махом. Уж с юридической точки зрения они там работают серьезно, будьте покойны. Ну, а то, что Поздняков не понимает разницы между «осуждением» и «отсутствием активной поддержки» (или делает вид, что не понимает?) – это проблема господина Позднякова и ничья больше.

Гимн «ни о чем» и тренеры «вне закона»

Дальше идут всякие подробности – вроде неучастия наших «нейтралов» в церемониях открытия и закрытия Игр, их бирюзово-белого флага с аббревиатурой AIN и специально написанного гимна на случай чемпионского награждения. Мелодия, конечно, «ни о чем» — так, фоновая музычка без слов. Не чета фортепианному концерту Чайковского, который звучал в честь россиян на предыдущей Олимпиаде в Токио. Кроме того, МОК не поленился подробно прописать запреты на любую российскую символику в экипировке — включая повязки, бинты, наклейки, татуировки, краску для волос и даже лак для ногтей.

Если же не ковыряться в этой чепухе, а смотреть по сути, то внимание привлекает совсем другой пункт: на Игры вместе с «нейтралами» будут аккредитованы наши медицинские работники и технический персонал, но — не тренеры. Их (как и, естественно, чиновников), в правилах МОК нет, что обещает нашим олимпийцам существенные неудобства.

Выдуманный лимит

Пожалуй, самым неожиданным стало заявление директора МОК по связям с национальными олимпийскими комитетами Джеймса Маклеода насчет численности наших спортсменов в Париже. Вот что он сказал: пока на Игры отобрались 12 россиян, в итоге их будет примерно 36, а максимум – до 55.

За эти две пятерки немедленно уцепились все российские СМИ – якобы МОК установил для нас предельный лимит. На самом деле лимита не существует, это лишь словесный прогноз, не более, — причем не шибко тщательный, сделанный «на глазок». Об этом свидетельствует, например, тот факт, что уже заработанные Россией олимпийские путевки помощники Маклеода посчитали неточно – в данный момент их не 12, а 11.

В каких видах спорта россияне уже прошли отбор на Олимпиаду в Париже

Борьба – 4 участника

Мужчины

Вольный стиль

До 57 кг – 1 (Заур Угуев)

До 65 кг – 1 (Шамиль Мамедов)

До 74 кг – 1 (Заурбек Сидаков)

До 125 кг – 1 (Абдулла Курбанов)

Тхэквондо – 4 участника

Мужчины

До 80 кг – 1 (Максим Храмцов)

Свыше 80 кг – 1 (Владислав Ларин)

Женщины

До 57 кг – 1 (Татьяна Минина)

Свыше 67 кг – 1 (Полина Хан)

Велоспорт – 3 участника (5 лицензий)

Мужчины

Групповая гонка на шоссе – 1

Гонка с раздельным стартом на шоссе — 1

Женщины

Групповая гонка на шоссе – 2

Гонка с раздельным стартом на шоссе — 1

Всего: 11 участников (13 лицензий) в 12 видах программы

Наших в Париже будет не меньше 40

Так сколько у нас в итоге окажется олимпийцев? 55? А, может, 36?

Ну, с 36-ю МОК явно попал пальцем в небо – наших в Париже должно быть больше. Давайте считать. Из видов спорта, перечисленных выше, в двух отборочные кампании для России закончены, зато борцы еще обязательно добавят – на квалификационных турнирах в апреле в Киргизии и в мае в Турции. Всего там 18 весовых категорий (по 6 в вольном, греко-римском стилях и у женщин), причем наши реально претендуют на Игры во всех без исключения. Думаем, «на выходе» получится человек 13-15 вместо нынешних 4-х.

Следующая «остановка» — дзюдо. Там все определит рейтинг на 23 июня этого года, где учитываются турниры последних двух лет. По положению на сегодняшний день россияне проходят в Париж в 10 весах из 14, а в итоге может быть и на пару мест поболе.

Раньше нам врали про декларации МОК, теперь врут про "лимит 55". Разбираем правила для россиян на Олимпиаде-2024

За теннис вообще можно не беспокоиться, здесь у нас прочные позиции: по 4 человека в мужском и женском одиночных разрядах, а с учетом парных – 12 (6+6) игроков, максимальная квота. Итого получается примерно 44 спортсмена плюс-минус 2-3 в обе стороны. Кроме того, есть шансы цапнуть по 1-2 путевки в прыжках на батуте и академической гребле.

Как видите, мы пришли к той самой полусотне, от которой, видимо, отталкивались прогнозисты МОК с их «максимумом 55-ти». Только вот они не учли одно, совсем свежее обстоятельство. Вчера стало известно, что к отбору на Игры может подключиться российское плавание.

«Бомба» из бассейна

Это была настоящая «бомба»: 20 наших пловцов, включая 6-кратную чемпионку мира Юлию Ефимову, рекордсменку мира Евгению Чикунову и призера Игр в Токио Климента Колесникова, заявились на международный турнир в боснийской Баня-Луке в конце апреля! Причем по словам Ефимовой там можно будет выполнить олимпийский квалификационный норматив!

Тут надо пояснить: в плавании система отбора на Игры проста, как мычание: за 16 месяцев, с 1 марта 2023 года по 23 июня 2024-го, нужно один раз показать время лучше установленного норматива на любом турнире из длинного списка (до санкций туда, например, входил чемпионат России), и все – добро пожаловать в Париж! Правда, нашим пловцам еще нужно оформить нейтральный статус. До сих пор это сделал один Иван Гирев, в то время как многие лидеры сборной отказывались принципиально. Например, Колесников в декабре заявил: «Есть ребята, которые готовы согласиться на эти условия и выступить. Если они поедут на Олимпиаду, буду рад за них, но сам на это пойти не могу».

То ли с тех пор что-то изменилось, то ли мы с вами чего-то не понимаем… Ясно одно: стоит российским пловцам всерьез включиться в отбор, как все прогнозы-лимиты мистера Маклеода можно будет смело выбросить в мусорную корзину. Плавание – это 28 индивидуальных дистанций, и на многих из них у нас есть кому побороться за пьедестал, не говоря уже о квалификационном времени. С ними «олимпийское поголовье» России в Париже может составить человек 70, а медальный урожай – до 10 золотых наград!