Сало — на мыло! История шведского вратаря, который стал изгоем нации из-за одной ошибки на Олимпиаде

Соперником российских хоккеистов в полуфинале пекинской Олимпиады стала Швеция, где 20 лет назад затравили своего вратаря Томми Сало за поражение от Белоруссии в четвертьфинале Солт-Лейк-Сити. «Плеймейкер» вспоминает историю несчастного голкипера.

Сложная траектория

58-я минута четвертьфинала Олимпиады-2002 в Солт-Лейк-Сити. Сборная Швеции, фаворит турнира, против сборной Белоруссии, андердога. Счет – 3:3. В средней зоне нападающий Олег Антоненко показывает феноменальный дриблинг. Он стягивает на себя сразу трех шведов, а затем скидывает шайбу защитнику Владимиру Копатю. Тот прямо из средней зоны бросает в сторону ворот – сам не веря, что что-то залетит. Но происходит чудо.

Вратарь Томми Сало неловко подпрыгивает, шайба попадает ему в маску, улетает за спину и вкатывается в ворота. 4:3 – белорусы выходят в полуфинал, а шведы едут в олимпийскую деревню паковать вещи.

«Шайба шла по сложной траектории. Я не мог сыграть по-другому, но вышло бесславно. А ведь до матча с белорусами это был лучший турнир в моей жизни», — скажет Томми Сало журналистам сразу после матча. После этого он на много лет замолчит. В Швеции его назовут предателем, его семью будут оскорблять фанаты. Сало потеряет жену и будет всерьез размышлять о самоубийстве.

Только спустя 16 лет он найдет в себе силы откровенно рассказать о том, в какой черной депрессии прожил все эти годы: «Этот гол преследовал меня как призрак — даже после того, как я завершил карьеру. Он не давал мне покоя и делал жизнь по-настоящему ужасной. Я думал, что смогу забыть про него, смогу стереть его из своей памяти, но этого не случилось».

Буллинг по-шведски

«День позора!» — такой заголовок после поражения сборной в Солт-Лейк-Сити поместила на первую полосу шведская газета Aftonbladet. Она опубликовала также снимки всех игроков – под каждым было подписано: «Виновен! Виновен! Виновен!» «Они предали родину», — заключало издание.

Сало приехал в Солт-Лейк-Сити настоящим героем – а уезжал, как скажет он сам, «козлом отпущения всей страны». В 1994-м он сотворил настоящее чудо в Лиллехаммере, когда в финале отразил буллит канадца Пола Карии. Это помогло Швеции завоевать олимпийское золото – первое в ее хоккейной истории.

В 98-м в Нагано шведов выбили из четвертьфинала финны. Но в 2002-м от сборной вновь ждали победы: «Тре Крунур» выиграла все матчи группового турнира – разгромив, в том числе, канадцев со счетом 5:2. В СМИ писали тогда, что шведы собрали лучший состав всех времен.

После поражения от белорусов Сало поехал не домой, а в Канаду. С 1999 года вратарь играл за «Эдмонтон Ойлерз» — в НХЛ сезон был в разгаре. В это же время в Швеции фанаты подвергли его семью обструкции. В супермакрете незнакомые люди оскорбляли его родителей, над детьми его сестры издевались в школе. «Плохо играла вся команда, но именно мне пришлось принять вину за поражение. Меня считали паршивой овцой», — рассказывал Сало.

По словам вратаря, его карьера на этом кончилась: гол Копатя морально сломил его. Швед откатал в НХЛ еще два сезона и вернулся домой – где оставался для всех человеком, который «слил» Олимпиаду. Какое-то время Сало еще кочевал по шведским клубам, но в 2007-м решил окончательно повесить коньки на гвоздь. Когда в 2006-м журналист «Спорт-Экспресса» спросил его о злополучном матче с Белоруссией, Сало перебил его и взорвался: «Не хочу об этом говорить! Зачем вы меня о нем спрашиваете? Это было четыре года назад — хватит уже!»

Сало - на мыло! История шведского вратаря, который стал изгоем нации из-за одной ошибки на Олимпиаде
Ошибка Томми Сало была отображена даже на почтовых марках. Фото: соцсети

Пошел под откос

К началу «десятых» Томми Сало уже плотно сидел на антидепрессантах и алкоголе. Он пережил тяжелый развод, переехал жить к родителям и ежедневно задумывался о самоубийстве. «Жизнь была чернее ночи. Я не решился покончить с собой только потому, что знал, какую боль принесу родителям и своим двум дочерям», — рассказал вратарь в 2019 году.

Он начал ходить к психологу. Вдвоем они нашли способ бороться с его негативными мыслями — езду на автомобиле. «Я просто садился за руль, иногда включал магнитолу – и ехал до тех пор, пока не успокаивался. Иногда доезжал до самого севера страны», — говорил Сало, утверждая, что такая терапия ему сильно помогла.

Однако было видно, что экс-вратаря продолжает «колбасить». В 2019-м он признался, что «хочет открывать газеты и не видеть там своего имени». Это случилось после того, как в НХЛ забили гол, похожий на тот, что Сало пропустил в Солт-Лейк-Сити – в связи с чем о нем вспомнили вновь. Летом 2020-го он попал в аварию, управляя машиной пьяным. Автомобиль врезался в отбойник, к счастью, никто не пострадал. В январе 2021-го за эту аварию Сало приговорили к двум месяцам заключения. Он сам заявил, что этот случай «помог ему отрезвиться». «Я больше не употребляю алкоголь. Точка. Хочу, чтобы об этом знали все!» — сказал он. С тех пор срывов у экс-вратаря пока не было.

Сало - на мыло! История шведского вратаря, который стал изгоем нации из-за одной ошибки на Олимпиаде
Десятилетия Томми Сало не мог выбросить гол Копатя из головы. Фото: соцсети

Рикошет

— То, как обошлись с Томми Сало, вызывает во мне и грусть, и злобу. В результате матчей всегда  виновата вся команда, а тут ополчились персонально на него. Люди забыли, как много Томми сделал для побед шведского хоккея, — сказал Никлас Лидстрем, легендарный шведский защитник, который тоже был в сборной в Солт-Лейк-Сити, а в 2006-м забросил победную шайбу в олимпийском финале Турина против финнов.

В 2017 году белорус Владимир Копать заявил, что вины Томми Сало в том голе нет. «Когда последний раз пересматривал тот голевой эпизод, понял, почему шайба поменяла траекторию полета. После моего броска она попала в клюшку шведского защитника. Именно из-за этого шайба залетела в ворота. Много раз видел гол, но такой нюанс заметил лишь спустя 15 лет», — сказал Копать. На родине его прозвали «Грозой шведов».

Клюшку Копатя, которой тот нанес победный бросок, продали на благотворительном аукционе за 7000 белорусских рублей. Дело было до деноминации 2016 года – тогда это была сумма в 70 миллионов белорусских рублей (206 000 рублей в российской валюте). Копать заявил позже, что человек, выигравший аукцион, оказался фейком – и не пришел выкупать лот.

Автор: Михаил Боков