«Взяли детей и увели в рабство». Как устроена сборная хозяев чемпионата мира по футболу

«Плеймейкер» рассказывает о сборной Катара — хозяйке ЧМ-2022, которую превратили в уникальную кузницу футбольных кадров.

Ближневосточные страсти по-бразильски

Еще в середине нулевых концепцию футбола в Катаре можно было описать фразой «заберем чужих, сделаем своими». В местную сборную привлекали футболистов из Латинской Америки, которые не имели шансов попасть в свои национальные команды. Им давали паспорта Катара и в «фирменных» бордовых цветах выставляли на поле.

Например, сменил гражданство на катарское уругваец Себастьян Сориа. Он начал карьеру в Монтевидео, но очень быстро перебрался на Ближний Восток. В 2003-м 20-летний Сориа подписал контракт с клубом «Аль-Гарафа» из города Эр-Райян, затем играл за «Катар СК» из Дохи. Уже в 2006-м Сориа, которому к тому времени оформили катарский паспорт, дебютировал в сборной. Тогда же уругвайца назвали лучшим игроком Катара, и на Кубке Азии-2007 он уже «звездил» по-настоящему — забил в каждом из трех матчей. Правда, рвение уругвайца не помогло: при двух ничьих и одном поражении катарцы покинули турнир после группового этапа.

Еще раньше — в 2004-м — Катар был готовы принять в свою сборную бразильца Аилтона, звезду «Вердера» и лучшего на тот момент бомбардира Бундеслиги. Ему пообещали 1,4 миллиона евро, а тот в ответ пообещал вывести сборную Катара на ЧМ-2006. Эту симфонию обещаний отменила ФИФА. По тогдашним правилам, игроку для смены футбольного гражданства нужно было прожить в стране не менее пяти лет, а до переговоров с Катаром Аилтон вообще не бывал в этой стране.

"Взяли детей и увели в рабство". Как устроена сборная хозяев чемпионата мира по футболу
Роман Аилтона с Катаром не сложился. Фото: соцсети

Тогда катарские функционеры положили глаз на другого бразильца — Марсио Пасоса де Албукерке. Тот начинал карьеру в «Сан-Паулу», а с 2004-го играл за «Ас-Садд» из Дохи, самый титулованный клуб Катара. В 2008-м Марсио сменил имя на Эмерсона Шейха, провел за новую сборную три матча, после чего был… отстранен ФИФА. Выяснилось, что в 1999-м он отметился в бразильской молодежке. К тому же, занизил возраст в документах, чтобы пробиться в команду 20-летних. В итоге пути Шейха и Катара разошлись.

Рабы не мы

С 2004 года года в Катаре заработала спортивная академия Aspire Academy. Ее патроном стал шейх Джасим Аль Тани — наследный принц и выпускник британской Королевской военной академии. В 2003-м шейха вынудили отказаться от наследных прав в пользу младшего брата. Разочаровавшись в политике, он взялся за футбол. Тогда-то концепция «заберем чужих, сделаем своими» стала меняться на «заберем чужих как можно раньше, чтобы сделать своими и соблюсти проклятые правила ФИФА».

Футболом в Aspire Academy стал заведовать Хосеп Коломер, экс-директор молодежной академии «Барселоны». Под его руководством академия начала экспансию в Африку — в первую очередь, в Камерун, Сенегал, Нигерию и Марокко, где отсмотрела и забрала себе сотни наиболее талантливых детей. Затем настал черед Азии и Латинской Америки. Издание The Guardian подсчитало, что за все время через «кастинг» академии прошли около 18 миллионов юных футболистов. В ряде стран это вызвало упреки в том, что молодые таланты «вывозят в Катар как рабов и там натурализуют».

Но в Aspire Academy действовали хитро: если возникали споры о гражданстве и о том, за какую сборную выступать выпускникам, академия «делилась» игроками со странами, где они родились. Так произошло, например, с выпускником Aspire Муссой Ваге — в 2018-м он сыграл на ЧМ в России за «родную» сборную Сенегала.

"Взяли детей и увели в рабство". Как устроена сборная хозяев чемпионата мира по футболу
Мусса Ваге прошел через катарскую академию футбола. Фото: соцсети

Для обкатки своих талантов Aspire Academy в 2012-м купила клуб «Эйпен» — аутсайдера бельгийского чемпионата. А в 2015-м «академики» приобрели также и испанский клуб «Культураль Леонеса», куда завозят свою молодежь.

Испанский стиль

Результаты такой политики не заставили себя ждать. В 2014 году сборная Катара для игроков до 19 лет, состоящая из выпускников Aspire, выиграла юношеский чемпионат Азии. Большинство чемпионов позже оказались во взрослой сборной, с которой в 2019-м впервые выиграли главный Кубок Азии. В финале Катар переехал Японию — 3:1. Лучшим бомбардиром турнира стал Али Алмоез, забивший девять голов! Уроженец Судана, он прошел полный курс «обкатки» по системе Aspire. В прошлом выступал и за «Эйпен», и за «Леонесу».

"Взяли детей и увели в рабство". Как устроена сборная хозяев чемпионата мира по футболу
Сборная Катара стала чемпионом Азии 2019 года. Фото: соцсети

Сегодня в составе сборной Катара около десятка натурализованных футболистов. В ней есть коренные катарцы (например, 25-летний форвард Акрам Афиф, автор 10 голевых передач на Кубке Азии-2019). Но и они, за редкими исключениями, «выросли» в системе Aspire. Важно, что 88 процентов населения Катара — это мигранты, приехавшие в эту страну на заработки (из Африки и других стран Ближнего Востока). Этническое меньшинство «настоящих» катарцев, как правило, имеет доступ к управлению нефтяными ресурсами — и не очень хочет строить футбольные карьеры. Так что вектор развития для местной сборной был предопределен.

Руководить сборной Катара на домашнем чемпионате мира будет 46-летний испанец Феликс Санчес. Он начинал карьеру в академии «Барселоны», но с 2006 года трудился в Aspire. И ему удалось привить национальной команде «испанский стиль».

Как сложится судьба Катара на ЧМ, судить сложно. Букмекеры не очень-то верят в выход команды из группы, ставя ее ниже Нидерландов и Сенегала. Впрочем, есть статистика, согласно которой хозяева чемпионатов мира практически всегда добираются до плей-офф. Исключение составила только сборная ЮАР в 2010-м. Но у нее не было такой мощной основы, как Aspire Academy. Так что катарцы вовсе не обречены.

Автор: Михаил Боков