14 лет Прядкина во главе РПЛ: критиковать проще всего, но стыдиться экс-президенту нечего

После добровольной отставки Сергея Прядкина с поста президента Российской Премьер-Лиги «Плеймейкер» бросил взгляд на период правления теперь уже бывшего главы лиги и убедился: претензии к Сергею Геннадьевичу зачастую предъявлялись не по адресу. При этом не замечалось много хорошего.

Обстоятельства ухода

Прядкин возглавлял лигу с 2007-го, долгих 14 лет. Мог продержаться еще три года минимум: в январе 2020-го клубы РПЛ единогласно переизбирали его на новую пятилетку. Но в итоге он не доработал больше половины очередного срока.

Перемены за этот отрезок в отношении футбола произошли довольно большие. На фоне неудач клубов и сборной давление сверху постоянно нарастало. РФС задумал проводить глобальные реформы, в клубах начались разброд и шатания, а за контроль над спортом номер один пошла настоящая схватка. Сергей Геннадьевич, как и положено ему по должности, отстаивал клубные интересы. За что, как поговаривают, мог нажить себе недоброжелателей.

Телевизионный контракт мог стать катализаторами конфликта. «Матч ТВ», получавший ранее права на показ игр лиги без всяких тендеров, вдруг столкнулся с ситуацией, когда на рынке появились новые серьезные игроки. Поговаривают, что Okko и стоящий за компанией «Сбер» готовы были увеличить сумму сделки до 7-8 миллиардов рублей, если считать с поступлениями от спонсоров, в то время как конкуренты предлагали вдвое меньше. А еще новые игроки вроде бы были готовы подключить к показу Первый канал и Рен-ТВ…

Прядкин поддержал проведение тендера, после чего и начались разговоры о его скором уходе. И вот он ушел, а клубы как-то сразу, на том же общем собрании, выбрали контракт с «Матч ТВ» на улучшенных условиях (28,6 млрд рублей за 4 года).

Испытание пандемией

Прядкин поступил честно, до конца отстаивая клубные интересы. И стыдно ему за свою многолетнюю работу в РПЛ точно не будет. Случались в ней, конечно, и ошибки, многие наверняка припомнят историю со злополучным «Тамбовом» и его горе-руководителями, непоследовательность при принятии некоторых решений, но не этим войдет в историю нашего футбола полковник ФСБ в запасе.

Год назад в тяжелейший период для спорта и страны, в разгар эпидемии коронавируса и всеобщей паники РПЛ во главе с Прядкиным вышла из ситуации, не просто доиграв сезон, но еще и со зрителями на трибунах. Камни в лигу летели со всех сторон, были недочеты и проколы, но спустя время понимаешь, какой груз взвалила в тот момент на себя Премьер-Лига, согласившись запустить чемпионат во время чумы. Многие в Европе отказались это делать — это потом российский опыт, которого не было ни у кого изначально, брали за основу, принимая решения играть с болельщиками. Прядкину немногие сказали спасибо, неплохо сделать это хотя бы сейчас. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

О Прядкине останутся хорошие отзывы. Но слышны и отклики «экспертов», что, мол, сам виноват, ушел в тень. При этом как-то быстро позабылось, что именно Прядкин год назад первым рассказал нам о проекте перестройки структуры российских футбольных лиг, об идее поделить все на РПЛ-1 и РПЛ-2. А теперь читаем, что не было от него никаких инициатив…

Не надо мешать в одну кучу результаты и организацию

Падение нашего футбола в рейтинге УЕФА — точно не вина Прядкина. Это наша реальность, с которой Сергей Геннадьевич сталкивался ежедневно и которую шаг за шагом совместными усилиями пытался переломить. Принимал лигу он действительно на пике — через два года после победы ЦСКА в Кубке УЕФА, а уже спустя сезон его работы «Зенит» повторил достижение армейцев. Затем было движение вниз по качеству игры и результатам на международной арене. Однако глупо тут перекладывать проблемы на президента лиги. На дворе были санкции, рост курса валют, как следствие — отток серьезных легионеров из РПЛ, снижение бюджетов.

Неправильно перекладывать на лигу и застарелые проблемы нашего футбола. Не РПЛ занимается воспитанием молодых футболистов, не она отвечает за судей (это вотчина РФС), от постоянных косяков которых устали все футбольные люди вокруг. Не Прядкин, в конце концов, покупает непонятного уровня легионеров и принимает окончательные решения по сохранению или отмене лимита.

А вот по тому, за что он действительно отвечал, особых претензий не предъявишь. Все эти годы лига организационно росла, совершенствовалась, улучшала футбольную инфраструктуру. РПЛ превратилась в профессиональную организацию, стала коммерческой, способной хоть что-то зарабатывать, а не только тратить, выстраивать отношения с серьезными спонсорами (примеры — «Тинькофф», «Лига Ставок») и предлагать зрителю качественную телевизионную картинку.

На Западе — рынок, у нас — госкапитализм: отсюда справедливая цена на ТВ-права

А ведь были времена, когда телевидение в прямом смысле бежало от нашего спорта (не только футбола — хоккею, помнится, приходилось доплачивать ТВ за показ своих матчей). Сейчас же клубы спорят о том, кто больше дает. В России, к сожалению, не часто приходится слышать взвешенные оценки реальной стоимости показа игр РПЛ на ТВ. Прядкина критиковали, ставя в пример европейский рынок, но как тут сравнивать два мира и два разных подхода к устройство профессионального футбола? На Западе — это чистая коммерция, у нас наполовину, если не больше, история с государственным участием со всеми вытекающими из этого нюансами и проблемами. Не учитывать это, обсуждая «справедливую цену» телеправ, — чистой воды дилетантство.

И все же о Прядкине после его отставки скажут больше хорошего. «Это очень сильный руководитель лиги, и мне жаль, что мы теряем таких людей. Каждый клуб тянет одеяло на себя, а он должен заниматься всей лигой. Потеря такого руководителя — не очень хорошие новости для российского футбола». Вот, к примеру, мнение Николая Наумова, бывшего президента «Локомотива».

Впрочем, преемник Прядкина — пока в качестве и.о. — Ашот Хачатурянц на данный момент тоже всех устраивает. Ему досталось уж точно не кризисное хозяйство, которое предстоит шаг за шагом развивать и улучшать, следуя интересам клубов. Как это делал бывший президент лиги.

«В интригах не замечен, истинные причины ухода непонятны». Ловчев, Колосков, спонсоры РПЛ — об отставке Прядкина