Черчесов мог уйти героем, а ушел человеком, для которого деньги дороже доброго имени

РФС и Станислав Черчесов приняли решение о прекращении сотрудничества. Это означает, что у сборной России будут новый главный тренер и новый штаб.

Все было предрешено

К такому повороту все шло. Все последние дни футбольный мир обсуждал, кому отдать провалившуюся на Евро с невыходом из группы и двумя крупными поражениями национальную команду. Среди претендентов называли трех российских тренеров – Семака, Слуцкого и Карпина, а также целый ряд иностранцев, в том числе Лева, Кунца, Петковича, Виллаш-Боаша. И пусть сам Станислав Саламович официально в отставку не подавал, все о нем целую неделю говорили как о бывшем.

Почему так случилось? Черчесов допустил стратегический просчет. Нет, не на чемпионате Европы, где к его команде можно предъявлять претензии по самоотдаче и старомодному футболу, в который она играла. Точно не скажешь, что сборная обязана была показывать стопроцентно иной результат. Ничего она в своем нынешнем состоянии не могла противопоставить остальному миру.  Вина Черчесова тут есть, но не тренерское это поражение. От «главного» страна просто устала. Скорее морально.

Черчесов уже осенью поплыл. Было это на фоне громкой пощечины от сербов в матче Лиги наций. Поражение в Белграде 0:5 от, по сути, второго состава соперника – однозначно перебор. На ЧМ-2018 Черчесов с командой завоевали себе доброе имя не столько выходом в четвертьфинал (хотя это крутое достижение для нашего футбола), сколько своим отношением к игре. А тут были безнадега, равнодушие и неадекватная реакция со стороны тренера. Он, напомним, наехал тогда в прямом эфире ТВ на своих футболистов. Крайними стали вратарь Гилерме, после этого вылетевший из состава, а также молодой форвард Федор Чалов, не успевший как следует почувствовать вкус игры в футболке с триколором.

Никогда не приводит к хорошему, когда тренер публично выносит сор из избы. Не в себе ищет причину неудач, а в вверенных ему игроках. Точнее даже сказать в собранных под себя, ведь состав определяет наставник команды. Именно тот эпизод стал началом конца Черчесова в проекте сборная России. Уже перед Евро последовали новые упреки (например, в адрес Смолова), а после провального турнира мы услышали о низком уровне игроков, которые были в распоряжении тренера.

Сам подписал себе приговор

У Черчесова был шанс уйти красиво и по-мужски. Сразу после вылета с чемпионата Европы взять всю ответственность за себя, не держаться за кресло и внушительную зарплату в 2,5 миллиона евро. Навсегда остаться в истории человеком, причастным к красивой игре на домашнем ЧМ-2018. Глупо отрицать, что вклад тренера там был решающим. Но запоминается, как известно, последнее. А этим последним на данный момент была пресс-конференция Станислава Саламовича в прямом эфире «Матч ТВ», которую он напрочь завалил со всех точек зрения.

Не знаем, готовил ли кто для тренера слова, план разговора и консультировал ли его по сложным моментам. Но так случилось, что Черчесов на телеке сам себя перед страной закопал. Показав человеком, который не в состоянии:

— признать очевидного – свои ошибки и неудовлетворительные результаты работы;

— вести разговор с людьми с позиции равного, а не свысока, как это произошло;

— выстроить логическую цепочку, которая давала бы ответы на причины провального выступления;

— взять ответственность на себя;

— отвечать на вопросы по существу, а не уходить от них любыми способами.

В итоге получилось то, что получилось. Именно после прямого эфира Черчесов подписал себе увольнение, потеряв поддержку своих колеблющихся сторонников и работодателей. Их он тоже прилично подставил своими неумными речами. После этого желание сменить картинку стало тотальным.

А то, что, как сообщается, Черчесов при разрыве контракта отказался от неустойки, для восприятия обществом ничего не меняет. Надо было принимать решение раньше. Уходить самому. А не ждать, когда тебя «уйдут».

Операция «Лев-Кунц». Почему бы не отдать наш футбол в управление немцам?