Футболисты писали Сталину с просьбой разобраться… Как наказали лучший клуб СССР за провал на Олимпиаде

В 1952 году в Москве распустили футбольный клуб ЦДСА – лучшую команду страны того времени. Футболистов обвинили в трусости и нерешительности – так партийное руководство страны отыгралось на них за неудачный дебют сборной на Олимпиаде. «Плеймейкер» вспоминает подробности темной истории.

Профессионалы без работы

Летние Игры 1952 года в Финляндии должны были стать олимпийским дебютом для футбольной сборной СССР. В последний раз сборную созывали еще до войны — в 1935 году. Но руководство страны все равно ждало на Олимпиаде успеха. Советские футболисты уже доказали, что могут достойно выступать на международном уровне. В 1945-м московское «Динамо» провело тур в Великобритании, где дало бой лучшим английским клубам. Москвичи тогда победили «Арсенал» 4:3, разгромили «Кардифф» 10:1, и свели вничью матчи с «Глазго» и «Челси» (2:2 и 3:3).

К началу 50-х сильнейшим клубом Советского Союза стал ЦДСА – предтеча современного ЦСКА. Команда пять раз подряд побеждала в послевоенных чемпионатах страны — с 1946-го по 1951 год. В итоге целый ряд армейцев вошел в состав сборной, а тренера ЦДСА Бориса Аркадьева назначили ее наставником. При этом сам Аркадьев признавал, что игроки ЦДСА не доминировали в сборной. В итоговом составе их осталось всего пятеро, да и то — на матчи Олимпиады вышли не все. Голкипер ЦДСА Владимир Никаноров так и просидел всю Финляндию на скамье запасных. По четыре игрока дали сборной московское и тбилисское «Динамо». По одному-два футболиста взяли из московского «Спартака», ленинградского «Зенита» и клуба ВВС. Из последнего в распоряжение сборной прибыл 29-летний Всеволод Бобров – на тот момент, его уже считали ветераном, к тому же Бобров был травмирован.

Футбольный турнир Олимпиады-1952 начинался в июле. Уже в марте советскую сборную отправили в лагерь под Адлером. За три с половиной месяца подготовки она провела 22 матча. Девять сыграли против сборных других стран (в основном из «восточного блока»), а тринадцать – с советскими клубами. По итогам зарубежных встреч команда показала себя неплохо: из девяти матчей выиграла пять, три свела в ничью и проиграла в одном (Польше, у которой потом взяла реванш).

При этом футболисты советской сборной выступали то в футболках клуба ЦДСА, то вообще как сборная Москвы. Целью этого было не только запутать потенциальных противников, но и обойти подозрения МОК. По тогдашним правилам, участие профессионалов в Олимпиаде было запрещено – а именно за профи и могли посчитать советскую сборную, которая тренировалась и нигде больше не работала почти четыре месяца кряду.

Футболисты писали Сталину с просьбой разобраться... Как наказали лучший клуб СССР за провал на Олимпиаде
Великий советский футбольный тренер Борис Аркадьев. Фото: соцсети

Лучший матч в истории – и за ним сразу худший

Дебют на Олимпиаде заставил сердца спортивных функционеров замереть от радости. 15 июля 1952 года наши футболисты «прошли» сборную Болгарии со счетом 2:1 (правда, все голы были забиты уже в дополнительное время). Олимпийский турнир играли на выбывание: проигравший ехал домой. Следующим соперником стала сборная Югославии.

«Некоторые деятели, сопровождавшие команду, внушали нам необходимость победить во что бы то ни стало. Эти накачки нервировали игроков. Уже на поле один из защитников, пробегая мимо меня, усмехнулся: «Сегодня мы, Леня, гладиаторы. Надо стоять насмерть», — вспоминал в своей книге мемуаров Леонид Иванов, голкипер сборной.

Победить югославов было делом не столько футбольным, сколько политическим. После войны СССР и Югославия были союзниками, но к концу 40-х их отношения испортились. Москва обвинила Белград в «измене коммунизму» и «империализме». Обе стороны вели информационную войну. Есть сведения о том, что Сталин планировал физическое уничтожение Иосипа Броса Тито, югославского лидера.

Футбольный матч начался для сборной СССР плохо. К концу первого тайма югославы вели со счетом 3:0. За 15 минут до конца второго тайма советские футболисты отставали уже на четыре мяча – 1:5. Но дальше случилось чудо. На 75-й минуте динамовец Василий Трофимов сократил разрыв – 2:5. На 79-й и 87-й минутах два мяча забил Всеволод Бобров (он же оформил и первый гол югославам): счет стал уже 4:5.  Наконец, на 89-й минуте полузащитник ЦДСА Александр Петров поставил в матче точку – 5:5, ничья. По правилам олимпийского турнира, это означало переигровку.

Вот там и случился крах…

Повторную игру назначили на 22 июля – спустя два дня после первого матча. Все это время лагерь советских футболистов осаждали партработники. Они требовали тренироваться еще больше и «победить во имя Сталина».  Напряжение сказалось. В переигровке сборная СССР уступила Югославии со счетом 1:3 – и вылетела с турнира.

«Не расстреляли – и очень радостно!»

Тренера сборной СССР Бориса Аркадьева увезли в Москву первым же самолетом. Всех остальных футболистов усадили на поезд — не дав остаться в Финляндии и лишнего дня. При этом, билеты дали только до Ленинграда. В свои родные города — например, четверым нужно было добраться до Тбилиси – футболистам предстояло возвращаться своими силами.

Защитник Юрий Нырков вспоминал, что в Ленинграде сиротской сборной помогли местные офицеры. Они знали игроков ЦДСА – кого-то приютили на несколько ночей, кому-то купили билеты. На подъездах к Москве, вспоминал Нырков, «все напряглись»: «Неизвестно было, куда повезут с вокзала, как скоро вообще увидим своих родных». Однако перрон был пуст — «опозорившихся» футболистов никто не встречал. «Все ужасно этому обрадовались. И быстренько разъехались, кто куда по домам», — говорил Нырков.

Однако все только начиналось — несмотря на радость футболистов из-за того, что их не арестовали. 18 августа вышел Приказ № 793 Всесоюзного Комитета по делам физической культуры и спорта. Он гласил: «За провал команды на Олимпийских играх, за серьезный ущерб, нанесенный престижу советского спорта команду ЦДСА с розыгрыша первенства СССР снять и расформировать». Документ отмечал также, что «команда ЦДСА неудовлетворительно выступила на Олимпийских играх, проиграв матч югославам, чем нанесла серьезный ущерб престижу советского спорта и советского государства…»

Вторым пунктом приказа с должности тренера ЦДСА снимали Бориса Аркадьева. Его обвинили в «провале и неудовлетворительной подготовке команды» и лишили звания «Заслуженный мастер спорта».

18 августа ЦДСА должна была играть матч чемпионата СССР против киевского «Динамо» на стадионе в Черкизове. Болельщикам объявили, что матч не состоится. Игроки ЦДСА узнали о расформировании команды за несколько часов до игры.

«Мы собрались на стадионе… Никого не насторожило появление группы старших офицеров-политработников. Но нам сказали: можете расходиться по домам — команда расформирована», — писал в мемуарах нападающий армейцев Валентин Николаев.

По его словам, ошарашенные игроки собирались писать письмо Сталину с просьбой разобраться. При этом участники сборной умоляли наказать только их персонально — но не распускать всю команду. В ответ политработники сравнили футбольный клуб с воинской частью : если та в бою потеряет знамя, ее расформировывают полностью.

Уже в сентябре 1952-го головы «полетели» персонально. Приказом №808 проигрыш олимпийской команды объяснили «безответственным поведением отдельных футболистов». Защитников Башашкина (ЦДСА) и Крижевского (ВВС) обвинили в нерешительности и недопустимом поведении. Их лишили званий мастеров спорта и дисквалифицировали на год. Такому же наказанию подвергся динамовец Константин Бесков – вместе с отстранением от футбола у него отобрали звание «заслуженного мастера».

Приказом сообщалось, что Бесков на поле «проявил трусость» — самое позорное обвинение, которое вообще можно было предъявить послевоенному советскому человеку. Звания заслуженного мастера лишился нападающий ЦДСА Валентин Николаев («за безынициативную игру», сообщал приказ). Звание «мастер спорта» отобрали у полузащитника армейцев Александра Петрова: «Допускал недисциплинированность, грубость к своим товарищам, чем вносил нервозность в команду».

Футболисты писали Сталину с просьбой разобраться... Как наказали лучший клуб СССР за провал на Олимпиаде
Динамовец Константин Бесков пострадал «за компанию» с армейцами — легендарного футболиста обвинили в трусости. Фото: соцсети

След Берии

ЦДСА возродился и вернулся в чемпионат СССР через два сезона. Это стало возможным после смерти Сталина и Берии в 1953 году. Одна из конспирологических версий говорит, что разгром армейцев состоялся не без участия последнего. Берия болел за «Динамо» и, якобы, хотел расчистить команде путь к чемпионству в союзном первенстве – отсюда и строгость мер по отношению к «армейским» конкурентам.

В 1960 году клуб сменил свое название на ЦСКА – под этим названием он выступает и сегодня. Через год тренером команды, а затем и тренером сборной станет Константин Бесков, которому к тому времени вернут его звание (это произойдет в 1953-м – тогда же «мастеров» и «заслуженных мастеров» возвратят и остальным наказанным).

Поверженный и восставший из руин клуб смог вновь стать чемпионом страны только в 1970 году.

Автор: Михаил Боков