«Новый формат матча за корону предлагал не Карлсен, а ФИДЕ!» Карякин — об отказе чемпиона и своей победе в Лужниках

Российский гроссмейстер Сергей Карякин, ставший победителем «турнира звезд» на шахматном форуме Moscow Open 2022, прокомментировал «Плеймейкеру» свой успех – и, конечно, сенсационный отказ Магнуса Карлсена играть матч за звание чемпиона мира с Яном Непомнящим.

— Турнир в Москве получился необычный, оригинальный. И вместе с тем сложный — все соперники сильные, — говорит Карякин. — Карпов в представлениях не нуждается, чемпион мира и всего, что только можно. Возраст возрастом, но класс у него высочайший, с этим не поспоришь. Морозевич в последнее время нечасто выступает, но раньше он был чемпионом страны, играл за сборную России. Ну, а Грищук входит в эту сборную сейчас. Он сильный действующий гроссмейстер, и этим все сказано. Я же, как вы знаете, нахожусь под дисквалификацией, так что для меня само приглашение в Лужники было уже маленькой победой.

Мне удалось пройти турнир достаточно комфортно. После двух побед в начале, в последний день круговой стадии было достаточно ничьих. И в финале, когда дошло до «армагеддона», меня тоже устраивала ничья. Но там Грищук в какой-то момент потерял бдительность, и я сумел найти красивый тактический удар. Возможно, не самый сложный, но в блице такой вполне можно пропустить, что и произошло.

«Даже без титула Карлсен – игрок №1»

— Что скажете об отказе Карлсена от матча с Непомнящим?

— Я считаю, что это очень плохо. И для болельщиков, и для профессионалов. В шахматах чемпион мира играет особую, сакральную роль. На него равняются, ему подражают, а пройти претендентский отбор и сыграть с ним матч – это высшая честь для любого шахматиста. И вдруг хоп – и все сломалось. Получается, Карлсен, оставаясь, по сути, сильнейшим шахматистом, не будет чемпионом, им станет кто-то другой. Согласитесь, это нелогично и неправильно. За всю историю только один раз было такое, чтобы действующий чемпион не защищал титул – это случай с Фишером. Но он тогда фактически завершил карьеру. А Магнус, уверен, будет играть еще долгие годы. Его отказ может породить хаос в шахматном мире.

— Решение норвежца стало для вас сюрпризом?

— Я понимал, что это возможно. Карлсен уже играл с Непомнящим, а подготовка к такому матчу занимает, по сути, целый год. С точки зрения мотивации тяжело вновь заставить себя проделывать все это еще раз ради встречи с тем же соперником. Так что, когда Ян вновь выиграл турнир претендентов, такая вероятность сразу возникла. Я надеялся, Что Магнус все-таки захочет играть, но…

— А как вам предложение Карлсена разбить матч на три части и играть на теннисный манер — до двух выигранных «сетов»?

— По моей информации все было не так. Не знаю, почему в прессу ушла версия, что новый формат матча предлагал именно Карлсен. Такое в принципе нереально: игрок не может менять правила по ходу чемпионского цикла. Наоборот, это было предложение ФИДЕ – что, кстати, подтвердил и Магнус. Международная федерация знала, что он не очень хочет играть новый матч, и чтобы уговорить Карлсена, искала варианты с другим регламентом. Ведь отказ чемпиона – это сильный удар по имиджу ФИДЕ.

«Если не будет санкций, Дворкович останется президентом ФИДЕ»

— 7 августа состоятся выборы президента ФИДЕ. Многие считают, что после них ситуация с чемпионским матчем может опять резко измениться.

— Посмотрим. Страсти перед выборами сейчас накаляются. Конкуренты действующего президента Дворковича пытаются внести его в санкционные списки – тогда ему трудно будет баллотироваться. Впрочем, я наблюдаю за этим со стороны. Как вы понимаете, после дисквалификации наши отношения с Дворковичем уже не такие хорошие, как раньше.

— Но он фаворит выборов? Или у украинца Андрея Баришпольца тоже хорошие шансы?

— Конечно, Дворкович фаворит. Если не случится какого-то форс-мажора вроде санкций.

— Срок вышей дисквалификации истекает в сентябре. Где потом собираетесь играть?

— Уверен, что ФИДЕ захочет продлить срок моего наказания. Хотелось бы, чтобы в России проводили больше турниров, а то пока все в тумане. Хотя я сам тоже не сижу, сложа руки – есть договоренность о новом турнире, где выступлю и как участник, и как организатор. Точнее это будет даже серия турниров. Первый, наверное, лучше провести в Москве, а дальше – по регионам. Планы у нас большие, надеюсь, все получится.

Похоже, Магнус просто не хочет играть

Заявление Карякина, что инициатива изменить регламент чемпионского матча исходила не от Карлсена, а от ФИДЕ, существенно меняет картину событий. Одно дело, если обладатель титула торгуется за выгодные ему условия (вариант с тремя тай-брейками в каждом «сете» — вместо максимум одного – и правда больше подходит Карлсену), и совсем другое, когда организаторы сами предлагают чемпиону нечто подобное – и все равно получают отказ.

Коли так, значит Магнус действительно не хочет играть – вот и все. А сложные конспирологические теории — что, дескать, ничего еще не ясно, здесь замешана высокая политика, и норвежец запросто может передумать – теперь выглядят куда сомнительней. Что ж, иногда и самое простое объяснение может оказаться верным. Тогда в следующем году нас ждет матч Непомнящий – Дин Лижень.

Александр Морозевич: «Провести матч с Карлсеном Непомнящему все равно не дали бы»

"Новый формат матча за корону предлагал не Карлсен, а ФИДЕ!" Карякин - об отказе чемпиона и своей победе в Лужниках
Фото: соцсети

Впрочем, еще один участник московского «турнира звезд» Александр Морозевич, занявший в Лужниках третье место, иначе трактует последние события вокруг шахматной короны:

— На мой взгляд, Непомнящий должен заказать молебен во славу Карлсена. Если бы не этот отказ, матча с норвежцем, думаю, все равно не было бы. В современных реалиях шансы провести его равнялись нулю. Все закончилось бы дисквалификацией Яна. Его отстранили бы под любым предлогом – даже если бы Непомнящий стал всем доказывать, что его родной Брянск находится в США. Этот матч был никому не нужен, слишком большой риск.

— А в чем риск?

— В том, что шахматист из России может стать чемпионом мира. Кому это сейчас нужно? По-моему, никому. А вот теперь, когда Карлсен снялся, ситуация улучшилась. Возможно, обойдется без дисквалификаций и удастся найти какие-то компромиссные решения. Сейчас трудно гадать какие именно — состоится ли матч с Дин Лиженем, или в шахматах случится раскол. Такое уже случалось, когда было несколько чемпионов по разным версиям. Но в любом случае отказ Карлсена – несомненный плюс для Непомнящего.

— Каковы ваши впечатления от форума в Лужниках?

— У нас был турнир «профессионалы против пенсионеров». В последний день вышло логично: профессионалы играли за первое место, пенсионеры — за третье. Но в целом турнир получился интересным, зрелищным.

— Вы причисляете себя к «пенсионерам» наряду с Карповым, которого обыграли в матче за третье место. Но ему 71 год, а вам – только 45…

— Ну и что? Карпов есть Карпов. Один из любимых моих шахматистов. Играть с Карповым — это вообще не про результат. Понятно, что в силу возраста он может делать ошибки, но это все равно урок. Когда он зовет поиграть, потренироваться, я всегда соглашаюсь. За последние двадцать лет мы сыграли, наверное, порядка тысячи партий. Большинство у меня где-то даже сохранились. Хотя публиковать их без разрешения Карпова, конечно, нельзя.