Сенсация по расписанию. Почему СКА потерпел два поражения на Дальнем Востоке

Второе кряду поражение СКА в чемпионате совпало с развернувшейся в сети дискуссией о перегруженности календаря КХЛ.

Начали ее не представители клуба из Санкт-Петербурга, а президент ФХР Владислав Третьяк, когда отвечал на вопросы журналистов во время пресс-подхода в Новогорске. Однако график в котором сегодня играют наши клубы, прямым образом касается темы неудачного турне лидера лиги на Дальний Восток.

8 ноября СКА проиграл во Владивостоке «Адмиралу» (1:3), который на данный момент можно назвать главным открытием первого отрезка чемпионата. Команда Леонида Тамбиева в четверг выиграла уже четвертый матч подряд (у «Трактора» 3:0) и идет на «Востоке» на четвертом месте с 36 очками – всего в трех от лидера конференции «Салавата Юлаева». Немыслимое дело для привыкших обитать в подвале таблицы приморцев, особенно с учетом того, что они только в этом году вернулись в КХЛ. Так что большой сенсацией поражение СКА назвать было нельзя. Но 10 ноября армейцы уступили еще и «Амуру» (1:2 ОТ), а это уже один из аутсайдеров лиги, и тут пришлось Роману Ротенбергу кое-что объяснять на публике.

Главный тренер СКА признал, что его команда налеталась и устала. «Уже 20 часов летаем после игры с «Металлургом» (матч проходил 5 ноября в Санкт-Петербурге). Готовимся к следующей игре в Новосибирске. Нам еще лететь пять часов. Эта серия на Дальнем Востоке делает нас сильнее. Когда мы свежие, быстро двигаемся, организовано играем, мы видим результат. Сейчас нам сложнее. Для нас это хорошо, что сейчас такие сложности. Надо это пройти. Когда команда летает 20 часов, ноги затекают. У нас энергозатратный хоккей, наш козырь – скорость. Но когда ноги не бегут… Здесь нет никакого спада».

С последним утверждением согласиться можно отчасти. Функциональная яма с армейцами все-таки случилась. Другое дело, что не в командных недоработках здесь дело, а в плотном графике календаря. С которым наши клубы ранее никогда не встречались. 68 матчей в регулярке играет лига впервые, новшество введено с нынешнего сезона. Причиной, почему пошли на увеличение, называли отсутствие международных матчей для сборных, а теперь, кажется, не все рады, что решились на такой шаг.

Евротур, на котором сборной России нет, стартует как раз 10 ноября. В былые годы в КХЛ наступил бы перерыв еще с воскресенья. Но теперь эта пауза заполнена играми чемпионата страны, так что из привычного графика, в котором жили наши команды год от года, им пришлось выйти.

Тот же СКА в ноябре проведет 12 матчей, получается, что 2,5 дня на каждый из них с учетом перелетов. Если на старте сезона народ был еще свеженьким и здоровым, то сейчас пошли травмы, как следствие – дополнительная нагрузка на основных хоккеистов, накопилась усталость, которая и выливается в неожиданные результаты.

На судейство в Хабаровске Ротенберг жаловаться не стал. Хотя спорный момент в матче был. «Удаление Хуснутдинова? Там не было… С моей точки зрения, он подбил клюшку. Судьи тоже летают, как и игроки. Не комментирую судейство, они наверняка сами разберут эпизод. Но в тот момент остался только один главный судья, ему тяжело было. Должно быть два главных арбитра. Может, КХЛ возить трех главных арбитров – одного в резерве на случай таких ситуаций?»

Один судья встречу не доработал. В середине второго периода после броска защитника хозяев Руслана Педана шайба разбила голову Максиму Сидоренко. Судье прямо на льду оказали медицинскую помощь, но продолжить матч он не смог. Главный арбитр КХЛ Алексей Анисимов рассказал «Чемпионату» о состоянии пострадавшего, там есть повод для волнений: «Нельзя сказать, что состояние нормальное. Максиму сделали КТ и МРТ, пытались исключить диагноз перелом, но он все-таки есть. От себя могу сказать, что ближайшие несколько матчей Максим пропустит. Он мужественно выдержал, спасибо и коллегам, которые отработали матч до конца. Но втроем, конечно, современный хоккей судить сложно».

Сказалось ли это на итоговом результате – судить тяжело. В любом случае спад в игре СКА нельзя объяснить судейским фактором. С переходом на расписание, близкое к энхаэловскому, надо просто привыкать к тому, что без черных полос пройти всю дистанцию регулярного чемпионата не сможет ни одна команда. При всем желании.

Андрей Назаров, недавно отставленный из «Сочи», считает, что сворачивать с этого пути не стоит. Напротив, по его мнению, календарь надо еще больше уплотнить, увеличив число матчей до 70-75. «Хоккеист растет только тогда, когда он играет. В этом плане можно посмотреть, как и сколько играют в НХЛ». Но тут возникает другая проблема – полупустые трибуны, которые мы видим в этом сезоне. В чем причина? Версии разные, а ответа точного пока нет.

Третьяк в Новогорске так комментировал низкую посещаемость: «Не каждая супруга отпустит своего мужчину, когда 4-5 матчей подряд. Этого не было, впервые такое сейчас. Это и материально… Билеты надо покупать. Мы не привыкли к такому ритму. В НХЛ привыкли, у нас нет. Конечно, где-то зрительский интерес падает из-за того, что сегодня обстановка сложная. Каждый думает о своей семье, как прожить. Но наши хоккеисты не привыкли к такой работе, чтобы столько матчей играть. С одной стороны – хорошо, с другой – очень много травмированных, надо еще посмотреть, как до плей-офф все доживут».

Сезон на самом деле уникальный и экспериментальный. Выводы будем делать после окончания плей-офф. Но если неожиданностей на длинном пути станет больше, то, думается, плохого в этом нет ничего, если, конечно, это не бьет сильно по клубным кошелькам. Мы ведь долго мечтали о том, чтобы матчи чемпионата стали непредсказуемыми. И вот мечты сбываются.